Архитектура губернского Пскова — XVIII-XX век

Псков издавна прославился самобытными средневековыми памятниками архитектуры. Однако ограничить строительную историю города рамками средневековья, как это зачастую делается, означало бы вычеркнуть более двух столетий его архитектурной жизни: а именно с XVIII по XX в., когда были выстроены многие здания, которые до сих пор украшают центральные улицы Пскова.

Экономический упадок Пскова, потерявшего в XVIII в. положение порубежного города, отразился и на его внешнем облике. На протяжении трех первых четвертей XVIII в. значительных строительных работ не велось. Разрушались многие средневековые здания, большой вред наносили пожары.

Оживление в строительстве Пскова начинается с восьмидесятых годов XVIII в. В 1778 г. был утвержден проект перепланировки Пскова. Составил его один из ведущих архитекторов „комиссии по строению Санкт-Петербурга и Москвы» Иван Лем. Характерной чертой принятого к осуществлению плана стало стремление упорядочить исторически сложившийся характер планировки города. Лем разделил всю территорию Пскова на сто кварталов, в каждом из которых обозначил существующие и назначенные к возведению казенные и обывательские здания, спрямил линии улиц, привел к геометрически правильным формам очертания большинства площадей и т. д. Значительное место в плане занял проект застройки Завеличья. Именно этот район за рекой Великой планировался архитектором как возможный для расширения границ городской территории.

Отличительной особенностью строительной жизни Пскова конца XVIII — начала XIX вв. была ее строгая регламентация. В 1879 г. в одном из указов псковского губернатора Зуева говорилось: „…без ведома моего ни одного бревна вновь нигде полагать не допускать». Обязанность наблюдения за строительством возлагается на губернских архитекторов — И.Парфентьева, И.Альбрехта, К.Жданова, Ф.Ябса, Ф.Уткина, И.Шевцова и других. Они же являлись авторами проектов большинства зданий, возводимых в городе в этот период. Кроме местных архитекторов в разработке проектов для Пскова принимали участие известные столичные зодчие, такие, как А.Ф.Щедрин, А.И.Мельников, К.А.Тон.

Строительство велось на основании „образцовых» проектов, присланных в город из Петербурга. Использование „образцов» позволяло преобразовать пеструю застройку города в стилистически цельный ансамбль. Фасады зданий конца XVIII — начала XIX вв. решались в соответствии с композиционными схемами классицизма. При этом в Пскове наибольшее распространение получил безордерный вариант стиля — без колонн и пилястр. В случае обращения к ордеру иногда использовались пилястры. Колонны применялись редко, обычно в церковных постройках, как, например в церкви Успения с Полонища, 1811 г. (ул. Урицкого, 3-а).

Назначение Пскова административным центром губернии заставило власти особое внимание обратить на строительство „казенных» зданий. Планом 1778 г. для „казенных строений» определялся район, прилегающий к центральной площади города перед Кремлем. Именно здесь к началу XIX в. были возведены дом псковских губернаторов (будущие присутственные места), здание почты, гауптвахта, гостиный двор и ряд других крупных строений.

Отсутствие достаточных денежных средств не позволяло, однако, широко и в короткие сроки развернуть в городе строительство „казенных» зданий. Для размещения многих административных и ведомственных учреждений приходилось приспосабливать ранее существовавшие постройки или снимать дома у частных лиц. Примером тому может служить история здания старой почты (ул. Советская, 7). Построенный в конце XVIII в. для жительства статского советника М.Брылкина, этот дом стал местом размещения губернской почтовой конторы. В начале XIX в. его приобрели в казну, реконструировали и приспособили для нужд города. Первая половина XIX в. в архитектуре казенных зданий Пскова ознаменовалась появлением крупных комплексов.

В 1804—1805 гг. под руководством губернского архитектора К.Жданова близ церкви Николы от Торга был построен тюремный замок (ул. Некрасова, 39). Он состоял из главного одноэтажного корпуса и флигеля, окруженных „бастилией» — каменной стеной с четырьмя угловыми двухэтажными башнями с караульней. Монументальные формы здания, использование черепичных покрытий, почти полное отсутствие декора делали его похожим на крепостное сооружение. В течение XIX — начале XX вв. старые постройки неоднократно переделывались, возводились новые корпуса, увеличивалась территория замка. В результате уже в начале XX в., несмотря на хорошую сохранность некоторых первоначальных построек (башни, караульня), целостность архитектурного замысла во многом была нарушена.

Вслед за тюремным замком в 1840-х гг. в районе Санкт-Петербургского шоссе (Октябрьский пр.) появились еще два крупных архитектурных ансамбля: военный городок штаба 2-й гренадерской дивизии (Октябрьский пр., 54) и комплекс зданий арестантской роты Гражданского ведомства (Октябрьский пр., 50).

Одновременно с возведением „казенных» зданий в конце XVIII — начале XIX вв. в городе активно велось частное строительство. В жилой застройке преобладали небольшие деревянные на каменном фундаменте дома в три-семь окон по основному фасаду. С начала XIX в. распространение получили деревянные дома на каменных погребах. На центральных улицах города первые каменные этажи таких построек часто использовались под лавки. Оценивая зодчество Пскова, известный историк архитектуры Г.Лукомский в 1911 г. писал: „В Пскове, кроме прекрасных памятников древнерусского зодчества (Поганкины палаты), есть и чудесные позднейшие гражданские сооружения — ампирные дома, например, дом бывший Калашниковых, близ вокзала». Большинство деревянных жилых построек конца XVIII — начала XIX вв. к настоящему времени оказались утраченными. Из сохранившихся зданий можно отметить „дом Софьи Перовской» (ул. Советская, 42) и дом по улице Сергиевской (Октябрьский пр., 10-а). Оба дома, возведенные в первой четверти XIX в., восходят к серии типовых проектов 1809—1812 гг. и являются характерными образцами жилой застройки Пскова начала XIX в.

Наряду с деревянными домами в Пскове возводились и каменные жилые здания. В начале XIX в городе на 12 тысяч жителей насчитывалось 80 каменных домов, принадлежавших частным лицам. Большинство каменных домов возводилось в два этажа — „в два жила». Однако встречались и одноэтажные строения, которые почти всегда имели при себе небольшой, отдельно стоящий каменный флигель. От деревянных домов они отличались своими объемами, характером отделки фасадов, более сложной плановой структурой. Примером крупного жилого здания конца XVIII — начала XIX вв. может служить дом помещиков Валуевых, более известный как дом губернатора (Октябрьский пр., 7-а). Особое место в каменной жилой застройке Пскова занимали дома „наугольного» типа. Появление их было связано с необходимостью закрепления на местности регулярного плана города. Для этого участки на перекрестках улиц раздавались в первую очередь. Характерными особенностями домов „наугольного» типа стали скругленный, обращенный в сторону перекрестка угол и одинаковая обработка обоих выходящих на улицу фасадов. Постройки подобного типа сохранились достаточно хорошо. Наиболее интересными среди них являются дома на улице Губернаторской (ул. Некрасова, 31 и 40) и улице Ивановской (ул. Гоголя, 41-а).

К середине XIX в. количество частных каменных домов в Пскове увеличилось до 200. Однако они по-прежнему составляли лишь шестую часть от общего числа жилых зданий города. Подавляющее число домов продолжало оставаться одно- и двухэтажными. В 1846 г. город имел 2 трехэтажных и 466 двухэтажных домов.

В целом в середине XIX в. в Пскове были проведены основные градостроительные мероприятия по перепланировке города, закреплен на местности административный и торговый центры, застроено большинство обывательских кварталов.

В 1840—1850 гг. в архитектуре Пскова стали обнаруживаться первые признаки распада композиционных принципов классицизма. Отсутствие четко выделенного центра в композиции фасада, равнозначность этажей и ряд других новых черт можно было видеть уже в здании Дворянского собрания, построенном в 1842 г. по проекту архитектора К.А.Тона (ул. Советская, 52 — перестроен), доме купца Орлова, 1850-х гг. (ул. Гоголя, 19), здании губернской мужской гимназии, 1855 г. (ул. Урицкого, 5) и других постройках этого времени.

Вторая половина XIX — начало XIX вв. стали наиболее плодотворным периодом в строительной жизни губернского Пскова. В застройке города появились новые, неизвестные ранее типы зданий — доходные дома, банки, народный дом, вокзал и т. д. Старые деревянные дома сносились, а на их месте возводились крупные каменные постройки. Повысилась этажность вновь возводимых строений (до пяти этажей). Увеличилась плотность внутриквартальной застройки. Широкое применение при строительстве домов начали находить металл и стекло, а в конце века — железобетон. С 1880-х гг. стали использоваться канализация и водопровод, а с начала XX в. — электроснабжение, система вентиляции и кондиционирования воздуха.

Строительство велось большей частью по проектам местных архитекторов — А.Н.Векшинского, Ф.П.Нестурха, Г.Ф.Станкевича, Э.А.Гермейера, Н.Н.Клименко, А.А.Подчекаева и других. Одновременно над проектами для Пскова работали и петербургские архитекторы — А.В.Щусев, А.М.Харламов, Новицкий.

Основным стилем архитектуры второй половины XIX в. стал эклектизм. В основе нового художественного направления лежало использование в отделке зданий форм различных стилей прошлого. Постройки периода эклектики отличались простотой объемных композиций, равномерно ритмизированными фасадами, равнозначностью всех элементов отделки, симметричностью и рядом других характерных признаков. В 1860—1870 гг. преобладали здания с нейтральным решением фасадов, без явно выраженных признаков какого-либо одного исторического стиля. С 1880 гг. все большее место в архитектуре города начал занимать „кирпичный» стиль. Он исключал необходимость частых ремонтов и давал возможность насытить архитектуру цветом. Это делало его популярным как среди заказчиков, так и среди архитекторов. Особенно часто к „кирпичному» стилю обращались при строительстве доходных домов, фабричных и казарменных корпусов, складских помещений. „Кирпичный» стиль в Пскове имел свои особенности: кладка стены велась обычно из местного строительного материала — известняковой плиты, а роль облицовочного материала выполнял кирпич. Для достижения большего живописного эффекта на фасаде часто применялось сочетание красного кирпича с цветными майоликовыми плитками (ул. Гоголя, 17), отдельными отштукатуренными декоративными элементами (ул. Пушкина, 3/13), известняковой плитой (ул. Л. Поземского, 3). Несмотря на несомненную популярность у застройщиков „кирпичного» стиля, он, однако, не стал определяющим для архитектурного облика Пскова конца XIX в.

В 1880—1890 гг. в застройке города появились здания, в оформлении фасадов которых нашли отражение мотивы архитектурного классицизма и эпохи Ренессанса. В 1881 г. на подворье Печерского монастыря в Пскове по проекту петербургского архитектора Новицкого было построено двухэтажное здание Архиерейского дома (ул. Профсоюзная, 10). Фасады постройки, решенные с использованием характерных для раннего классицизма декоративных деталей — рустованных лопаток, тяг, гирлянд, меандра, — представляют один из наиболее выразительных образцов „стиля Людовика XVI» в архитектуре Пскова.

К числу интереснейших построек неоренессансного направления можно отнести здание Духовного училища (Красноармейская ул., 1), построенное в 1892 г. по проекту псковского городского архитектора А.Н.Векшинского и доходный дом А.Ф.Гессе (Октябрьский пр., 12), возведенный в 1896 г. по проекту псковского городского архитектора Ф.П.Нестурха, а также две постройки псковского губернского инженера Г.Ф.Станкевича — доходный дом Шпаковской, 1897 г. (ул. Ленина, 8) и здание банка Псковского уездного земства, 1902 г. (Октябрьский пр., 8).

В начале XX в. в архитектуре Пскова продолжало сохраняться многообразие стилей. Но ведущим для этого периода можно признать направление, получившее в России наименование „модерн». Одним из характерных признаков нового направления стал особый подход к принципу проектирования зданий. Форма плана и объема в модерне не задавалась изначально, как в эклектике, а вытекала из пространственно-планировочной структуры сооружения. Принцип построения здания „изнутри-наружу» определил отказ от симметрии, многообразие форм объемов и свободу их пространственных композиций. Изменилась роль орнамента. Значительно возросло значение фактуры и цвета материалов.

Интересным и единственным в своем роде образцом модерна в Пскове стал жилой дом с конторскими помещениями при канатной фабрике Г.Ю.Мейера (ул. Л.Поземского, 22). Различный функциональный характер помещений здания сказался на его планировке и внешнем облике. Ассиметричная объемно-пространственная композиция, живописный силуэт башенки-бельведера, большое разнообразие форм оконых проемов, различный рисунок кровель, новые отделочные материалы — все это делало здание неповторимым, выделяя его из общего архитектурного фона города начала XX в.

Иное направление модерна представлял доходный дом псковского гражданского инженера Г.Ф.Станкевича, построенный в 1903 г. на Кахановском бульваре (Октябрьский пр., 42). Горизонтальное деление фасада на этажи, столь характерное для доходного дома конца XIX в., исчезло. В композиции фасада преобладающими стали ассиметрия и вертикализм. Декор постройки поражал новизной рисунка и размашистой объемной лепкой отдельных крупных деталей.

К началу второго десятилетия XX в. облик вновь возводимых зданий стал строже, большее значение приобрели фактура и цвет отделочных материалов, проще и единообразнее стала форма окон.

Оригинальным образцом позднего романтического модерна в архитектуре Пскова стал дом И.А.Козловского, построенный в 1912 г. на улице Губернаторской (ул. Некрасова, 46). Впервые в отделке этого здания появились нехарактерные для Пскова мотивы северной флоры и фауны — рельефные изображения сов, водорослей, стилизованные капители в виде сдвоенных утиных головок с веткой кустарника между ними.

Кроме перечисленных выше образцов чистого модерна, в городской застройке начала XX в. появляются здания, в которых влияние стиля проявилось опосредованно. Большинство построек тех лет можно условно разделить на две основные группы. Первую составляют здания, где архитектурные детали ретроспективного направления сочетаются с объемной ассиметричной композицией, характерной для модерна. Примером может служить особняк Н.П.Лавриновского, 1908 г. (ул. Детская, 2). Вторая, более многочисленная группа, объединяла постройки с равномерно ритмизированными фасадами в духе эклектизма, где формы исторических стилей сочетались или заменялись орнаментикой модерна. Среди них доходный дом А.Ш.Ильяшева, 1907 г. (Октябрьский пр., 46), здание Псковского отделения Государственного банка, 1908 г. (ул. Советская, 44), здание Народного дома им. А.С.Пушкина, построенное в 1906 г. по проекту псковского городского архитектора Э.А.Гермейера (ул. Пушкина, 13), и другие.

Модерн в архитектуре Пскова почти не коснулся многих видов декоративного творчества. Не получил распространение витраж. Единственной постройкой, где на фасаде было использовано декоративное панно из майоликовых плиток, стал дом П.Д.Батова, возведенный около 1913 г. (ул. Конная, 1). Наиболее часто употребляемым видом декора оставался лепной рельеф.

Во втором десятилетии XX в. в городе возводится ряд зданий в стиле неоклассицизма. Среди наиболее совершенных образцов этого направления необходимо выделить здание художественно-промышленной школы им. Н.Ф.Фан-дер-Флита (ул. Некрасова, 7). Постройка была возведена в 1913 г. по проекту помощника псковского губернского архитектора Н.Н.Клименко. В пропорциях и композиции основных объемов дома еще явственно ощущается влияние модерна. Вместе с тем обращение к формам позднего классицизма — ампиру, характер использования декоративных элементов позволяют говорить о здании художественно-промышленной школы как об одном из наиболее интересных образцов неоклассицизма в архитектуре дореволюционного Пскова.

Другой вариант неоклассицизма представляет доходный дом И.А.Сафьянщикова, построенный на улице Сергиевской в 1912 г. (Октябрьский пр., 18). Главным средством художественной выразительности здесь стал облицовочный материал. Первый этаж обработан крупными блоками „рваного» гранита. Два верхних этажа облицованы бетонными плитками и украшены вставками с мотивами гирлянд, маскаронов, бараньих голов, фигурами грифонов и т. д.

Одной из последних построек неоклассического направления стало здание Мариинской женской гимназии (ул. Некрасова, 9). Строительство его велось в соответствии с проектом псковского епархиального архитектора А.А.Подчекаева и было завершено в 1916 г. Как и в здании художественно-промышленной школы, в оформлении фасадов постройки архитектор обратился к мотивам классицизма — рустовке, лопаткам, пилястрам, колоннам, филенкам и т. д. Однако большие размеры здания, неуместные в сложившейся градостроительной ситуации, крупные членения фасада, отдельные излишне массивные детали делали постройку громоздкой, снижали ее художественные достоинства.

В целом архитектура Пскова XVIII — начала XX вв. прошла те же этапы развития, что и зодчество других городов России. Однако она имела ряд только ей присущих особенностей, определяемых уровнем экономического развития города, влиянием ближайших соседей — Петербурга и Прибалтики, вкусами и потребностями заказчиков, местными строительными традициями. Большой урон застройке Пскова нанесли Великая Отечественная война и последовавший за ней восстановительный период, когда в ходе реконструкции города были уничтожены или значительно перестроены многие здания XVIII — начала XX вв. К настоящему времени оказались безвозвратно утраченными такие крупные сооружения дореволюционного Пскова, как здания Гостиного двора. Городской думы, лютеранской церкви, Сергиевского реального училища, Ольгинского и Троицкого мостов. Список этот можно продолжать. Поэтому сейчас наиболее важной представляется задача сохранения того лучшего, что уцелело от губительного воздействия времени, из чего в конечном счете складывается неповторимое своеобразие облика современного Пскова.

Очерк написан на основании материалов Государственного архива Псковской области (фонды 20, 31, 39, 41, 74), Центрального Государственного исторического архива СССР (фонды 1488, 802. 82), Ленинградского Государственного исторического архива (фонды 139, 184), Отдела рукописных и старопечатных фондов ПГОИАХМЗ.

Новикова Н.Н. Архитектура губернского Пскова // Псков через века. Памятники Пскова сегодня. СПб, 1994.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *