Святыни и древности Гдовской земли (лето 2002)

Кярово. Усыпальница Коновницына Ветвенник. Храм святых Петра и Павла Кануновщина. Часовня в честь святой Ольги
Кярово. Храм Покрова Божией Матери Кярово. Усыпальница Коновницына Ветвенник. Храм святых Петра и Павла Кануновщина. Часовня в честь святой Ольги




Трутнево. У входа в пещеры Трутнево. Пещерный храм Трутнево. Камень в реке с отпечатком ноги Богородицы Каменный Конец
Трутнево. У входа в пещеры Трутнево. Пещерный храм Трутнево. Камень в реке с отпечатком ноги Богородицы Каменный Конец




Доможирка. Храм в честь Святой Троицы

Фотографии предоставлены библиотекой храма Святого князя Александра Невского (г. Псков)

Доможирка. Храм в честь Святой Троицы

Чудская Голгофа, или Реквием по распродаваемым гдовским святыням

На этой неделе около 50 псковичей совершили паломническую поездку в Гдов, где отмечался престольный праздник — день памяти митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, в годы гражданского лихолетья показательно расстрелянного большевиками. Как заявил настоятель городского собора Державной Божией Матери отец Михаил Женочин, сегодня вся гдовская крепость — сплошная Голгофа.

Здесь были убиты десятки российских праведников, весь вопрос в том, чтобы сохранить для потомков эту святыню. Наверное, не случайно, что с церковного амвона в этот день из уст протоиерея Владимира Попова, настоятеля Любятовской Никольской церкви, на проповеди в Гдове звучали стихи Анны Ахматовой, которые буквально всех задевали за живое. Ведь и сама поездка была направлена на то, чтобы пробудить человеческие души:

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь.
Под кровавыми сапогами
И под шинами «черных марусь»…

Впрочем, во время нашего путешествия по Причудью выяснилось немало драматических фактов и из современной жизни района. паломники посетили Ветвеник, Трутнево, Спицино, Сырой Лес, Кануновщину, Лаптовицы, Доможирку…

Как оказалось, все находящиеся здесь храмы содержатся в порядке благодаря энтузиазму приходских батюшек, но чего это стоит.

Псковичей не оставила равнодушными небольшая покровская церквушка в Кярове, где раньше находилась усадьба героя Отечественной войны 1812 года Петра Петровича Коновницына. за последние годы не только церковь подверглась нашествию грабителей, но и приходское кладбище. Вандалами был вскрыт один из семейных дворянских некрополей, да так, что сегодня остается только гадать, сколько ценностей было из него похищено. Средств на проведение соответствующей экспертизы у государства нет, как нет и желания дать хоть крохотную ставку для кладбищенского сторожа. Впрочем, отец Аркадий до сих пор надеется, что областное управление культуры не останется равнодушным к бедам известного на всю страну исторического места.

Не менее печальную картину мы увидели и в деревне Ветвеник. Рядом с величественным Петропавловским храмом начала XX века в охранной зоне в каких-то 30 метрах от шикарного песочного пляжа строятся вычурные и выбивающиеся из общего стиля коттеджи, якобы предназначенные для воскресной школы и интерната. Но беда в том, что в деревне не больше 6-10 школьников, и к церкви эти здания не имеют никакого отношения. По словам гдовских священников, дома принадлежат некоему Ордену святого Николая и по всем документам значатся как культурно — просветительский центр(?).

Если знать жесткую позицию православной церкви по отношению к разного рода орденам, то возникает масса вопросов. В том числе и к Псковской епархии, уже благословившей одно из зданий. Кстати, Петропавловская церковь на этом кощунственно возводимом «новорусском» фоне выглядит не просто бедно, а нищенски. Чего только стоит обветшавшая колокольня без лестниц, колоколов и решеток, обгаженная со всех сторон голубями…

Остается только удивляться, каким образом устроителями были сделаны необходимые согласования, ведь здесь и охранная зона, и озеро, и памятник архитектуры, и земля, принадлежащая церкви. Невольно закрадывается мысль, что новых хозяев волнуют вопросы совсем не духовного просвещения детишек. Впрочем, самих владельцев на строительной площадке не оказалось, а значит, и опасения неравнодушной части гдовского священства остаются пока без ответа.

Если взять деревню Спицино, то и здесь проблемы. Не так давно на сельском кладбище был ограблен и подожжен приходской дом с массой древних икон и утвари. Стараниями батюшки отца Григория вместо планируемого храма в псковском стиле была построена небольшая деревянная церквушка, которая и приютила его единомышленников.

Как заявили нам прихожане, большая часть шикарного спицинского песчаного берега сдана в аренду местными властями иностранцам, да чуть ли не на 49 лет. Перепроверить эту информацию им никто не дает, а для местных жителей оставлена на берегу лишь жалкая «резервация». Не от того ли сельский батюшка, протестуя против этого произвола, периодически устраивает крестные ходы по побережью, проводя на озере молебны и крестины. Мол, это была и есть наша кровная земля и никакими напастями прихожан не запугать.

Менее драматично складывается ситуация в деревне Доможирка, что на самом краешке псковской земли. Здесь также появились «новые русские», но от них пока нет ни вреда, ни поддержки для древнего Троицкого храма XVI века, еще в 70-е годы спасенного псковскими реставраторами под руководством М. Семенова. Между тем в церкви стараниями энтузиастов возрожден Никольский придел и идут работы по укреплению всего фундамента. Из земли извлечено множество человеческих останков, в том числе с пробитыми холодным оружием черепами. О какой-либо научной экспертизе работающие здесь члены приходской общины Дмитрий, Александр и Елена даже не мечтают. Собственными силами и трудом наемных рабочих сделаны деревянная кровля и отопление, начаты работы и во втором приделе. Помощь пришла только от 90-летней бабы Раи, которая пожертвовала в храм икону св. Параскевы, некогда вынесенную ею из преданного на поругание храма.

А ещё здесь очень боятся, что и на их побережье, занесенное, кстати, в Псковский кадастр как природный географический памятник (доможирковские дюны), доберутся шины не «черных марусь», а теперь уже джипов очередных вертких ловцов псковского побережья. Высота дюн в области тектонического движения доходит до четырех метров, ширина около 20, общая протяженность полкилометра. Единственное спасение в том, что пути сюда практически нет, кроме узкой лесной дороги. Псковским паломникам пришлось протопать пешком добрых 10 километров, чтобы насладиться этой красотой.

По своему тернистому пути «чудской голгофы» идет и настоятель гдовского собора протоиерей Михаил, который в 1988 году первым в России начал строить храм с нулевого цикла, который и сейчас с соблюдением всех археологических и природоохранных требований возводит на территории крепости для прихожан и паломников дом причта. Втайне батюшка мечтает о том, чтобы о его родном и древнем городе Гдове узнал наш президент Владимир Путин. Ведь у главы государства еще вчера в деревне Козлов Берег была дача, и он не может не знать об исторической значимости Гдова как защитника Пскова и северной столицы от иностранных недругов. Гдов, по словам священника, чуть ли не последний провинциальный на Северо-Западе форпост, который еще можно и нужно спасти, защитить его рушащиеся стены и остовы башен. Если государство сможет сделать такой подарок гдовичам, то они готовы предъявить вполне конкретные научные исследования и наработки известного петербургского профессора и ревнителя старины А. Н. Кирпичникова. Более того, настоятель храма готов организовать в крепости церковный музей, который объединит все светские и духовные реликвии, скопившиеся у него в превеликом множестве. Хотя не все сегодня понимают энергичного батюшку, он верит, что Гдов не сегодня — завтра обязательно возродится.

А ещё паломники на обратном пути посетили, уже в Псковском районе, Спасо-Елеазаровский монастырь, который восстает из пепла буквально на глазах. Происходит это благодаря стараниям матушки-настоятельницы Елисаветы, конструктивному сотрудничеству с областными властями, федеральным центром и правительством Москвы. Сегодня здесь четко действуют по принципу «не навреди». Снаружи главный храм оштукатурен более чем на 65 %, идут работы внутри собора и братского корпуса. Не менее грандиозными выглядят и планы: сделать церковную ограду, новые позолоченные кресты и благоустройство обители…

Вот, пожалуй и всё. Такой запомнилась эта 20-часовая поездка по древней чудской земле, которая для многих наших героев превратилась в настоящую Голгофу. В паломничестве приняли участие сотрудники музея-заповедника, госархива, экскурсоводы, просто неравнодушные псковичи и гости нашего города. Всех их объединили паломнический центр, организованный протоиереем Олегом Тэором при храме Александра Невского, и заведующая библиотекой Ирина Трофимова. Экскурсионную часть маршрута провели начальник НПЦ В. Мусийчук и ведущий археолог музея А. Александров.

А ещё на нашем пути предстали неповторимые Ольгинские места в Кануновщине и Каменном Конце, тысячи береговых чаек на Чудском побережье, древние трутневские пещеры с настенными надписями и камнями-следовиками I тысячелетия нашей эры, изумительные, но так и не восстановленные до сих пор прибрежные часовни. Единственное, что объединяло эти красоты-то, что практически всюду, где мы были, местные жители смотрели на нас, как на инопланетян. Увы, складывается такое впечатление, что ни население, ни местные гдовские власти практически не понимают того, что их уникальное Чудское побережье вместе с архитектурными памятниками с бешеной скоростью оккупируется извне. А ведь всё это богатство может быть интересно не только русским и иностранным нуворишам, но и рядовым русским странникам и гостям Пскова.

О. КОНСТАНТИНОВ. (Новости Пскова, 16 августа 2002)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *