Псковские хроники № 4 (23) 2001

ХРОНОЛОГИЯ ДОСТОПАМЯТНЫХ ПСКОВСКИХ СОБЫТИЙ

Из Памятных книжек Псковской губернии

1892 Введение в действие нового положения о земствах.
— Посещение г. Пскова и Псково-Печерского монастыря Е. Н. В. Велик. Княз. Владимиром Александровичем.
— Введение нового городового положения.

1893 Празднование 700-летнего юбилея обретения мощей Св. Благоверного Князя Всеволода-Гавриила.
— Открытие Общества сестер Милосердия Красного Креста.
— Постройка бараков уездным земством для 4-го батальона Енисейского полка.

1894 Посещение г. Пскова и городов Псковской губернии Е. П. В. Велик. Княз. Владимиром Александровичем и закладка новых казарм для Омского полка в г. Пскове.
— Военно-конская перепись.
— 4-я сельскохозяйственная выставка в г. Пскове.
— Открытие общества спасания на водах.
— 50-летний юбилей приюта Св. Ольги.
— Утверждение устава Общества потребителей.
— Утверждение Устава и открытие действий дешевой столовой при доме трудолюбия.
— Открытие окружного правления Императорского Российского Общества спасания на водах.
— Издание «Епархиальных Ведомостей».
— Учреждение фабричной инспекции.
— Открытие благотворительного общества при губернской земской больнице.


ПАМЯТНОЕ СОБЫТИЕ

Ровно полвека назад, 14 октября 1951 г., в Ботаническом саду Пскова состоялось открытие памятника В. И. Ленину. Произошло это при большом стечении народа: в саду собрались рабочие, инженеры, техники, служащие заводов и учреждений города, студенты педагогического института, учащиеся школ и техникумов, колхозники пригородных артелей. Митинг, посвященный открытию памятника, открыл председатель Псковского горисполкома Н. И. Удалов, выступили секретарь горкома ВКП(б) В. И. Бекеш и горкома комсомола Старикова. После этого под звуки Гимна СССР с монумента спало покрывало… А запечатлел для истории этот момент фотокорреспондент В. Мартынюк.

А. ФИЛИМОНОВ


НАГРАДЫ ЗА ТРУД

Шиллинг Сергей Михайлович (1881-1947), член окружного суда в дореволюционном Пскове, был близок к кадетской партии. В 1919 году эмигрировал в Эстонию. В 1920-1930-е годы вел активную общественную и культурную деятельность: являлся председателем Правления Союза русских просветительских и благотворительных обществ в Эстонии, руководил Союзом русских учителей в республике, с 1927 г. по 1940-й занимал должность русского национального секретаря при Министерстве просвещения Эстонии. Умер в Таллине в 1947 г., похоронен на таллинском Александро-Невском кладбище.

Подготовил А. ПУЗАНОВ, краевед


КОРОВА В ХОЗЯЙСТВЕ — ИЗЛИШЕСТВО

Переход к НЭПу явился серьезным испытанием для всего общества, в том числе и для правящей коммунистической партии. Частнопредпринимательская деятельность неизбежно вовлекала в свою орбиту и некоторых партийных, советских, хозяйственных работников, сращивавшихся с нэпманами, преступившими закон. Как в этих непривычных для партийцев условиях вести себя? Высказывались различные идеи, проводились разнообразные мероприятия. В некоторых местных партийных организациях считалось недопустимым члену партии иметь даже небольшой дом, велосипед и т.п., а деревенским коммунистам предписывалось жить на уровне бедняков, но при этом образцово вести свое обедненное хозяйство. Стремясь упорядочить ситуацию и одновременно определить линию в борьбе за соблюдение партийной этики, ЦК и ЦКК приняли в октябре 1923 г. Инструкцию «О борьбе с излишествами и с преступным использованием служебного положения членами партии», содержащую указания о недопущении разбазаривания в личных целях государственных средств: содержания за счет государства личных выездных лошадей, автомобилей, дач, роскошных кабинетов; запрещалось посещение партийцами ресторанов, всевозможных банкетов, их участие в карточных и других азартных играх, ношение драгоценностей и т.п.

Циркуляр этот был разослан на места, получили его и в Псковской губернии. Незамедлительно укомы РКП(б) организовали проведение собраний по его обсуждению. Зачастую прямо на собраниях принимались обязательства освободиться от «всего излишнего» в быту, и тут же последовала сдача то обручального фамильного кольца, то дарственного серебряного портсигара, то доставшейся по наследству золотой монеты… В ряде случаев кампания превосходила все разумные пределы, как произошло, например, в Порхове.

5 октября 1923 г. общегородское собрание Порховской организации по докладу секретаря укома Кривоносова, зачитавшего Циркуляр и подробно разъяснившего его по пунктам, приняло соответствующее постановление. Первый пункт его соответствовал духу и букве Циркуляра: «Всем членам РКП(б) сдать все драгоценные украшения Комитету взаимопомощи для германских рабочих», а вот второй вряд ли привел в восторг всех порховских партийцев: «Всем ответственным работникам ликвидировать живое имущество, как-то коров, свиней и домашнюю птицу».

Надо полагать, в губком РКП(б) и губернскую контрольную комиссию последовали жалобы, потому что через несколько дней в Порхов ушло из ГубКК письмо следующего содержания:

Секретарю Порховского укома РКП(б)
т. Кривоносову

На общегородском собрании Порховской организации 5-го октября с.г. вынесено постановление о ликвидации ответственными работниками живого имущества, между прочим коров и домашней птицы.

Имея в виду, что: 1) молочный скот — корова — является подспорьем семьи, особенно коммунара, имеющего нетрудоспособных членов и малолетних детей, 2) в некотором отношении это относится и к домашней птице, 3) лишение этого подспорья, безусловно, если оно не выливается в форму и с уклоном к хозобрастанию и не преследует целей частной собственности и эксплуатации, — может в некоторой степени отразиться на деятельности и частной семейной жизнь коммунара. Имение, например, одной коровы семейному человеку не может быть рассматриваемо, как излишество, почему к данному вопросу необходимо подходить с известной осторожностью и не разрешать подобные вопросы огулом, а применительно условиям и образу жизни каждого отдельного товарища.

При проведении Циркуляра по борьбе с излишествами и т.д. особенно осторожный подход необходим в отношении коммунаров-крестьян, дабы не создавать «низов» и «верхов» и до получения дополнительного указания губкома и ГКК необходимо воздержаться от ограничений в отношении уменьшения мощности и сокращения хозяйств коммунаров-крестьян, если указанное крестьянское хозяйство не эксплуатирует чужого труда.

Отв. секретарь ГКК Самуилов.

По-разному был воспринят на местах и лозунг В. И. Ленина, выдвинутый им с переходом к НЭПу: «Учиться торговать!». Особенно он стал актуален в середине 20-х гг., когда в стране был отменен сухой закон и развернулась повсеместная торговля водкой. В апреле 1926 г. на места поступил «по ведомственной линии» Циркуляр Центроспирта №468, запрещавший определять коммунистов и комсомольцев на должности торговцев в лавках Центроспирта.

27 апреля 1926 г. его специально обсуждал секретариат Псковского губкома ВКП(б) по докладу секретаря губкома Корчагина, вынесший постановление, идущее в некоторой степени вразрез с положениями Циркуляра:

«Имея в виду, что опыт комплектования из коммунистов торговцев в винных лавках Центроспирта в Псковской губернии не дал отрицательных явлений, а также считая ненормальным распоряжение Центроспирта, запрещающее посылать коммунистов на работу в винных лавках Центроспирта, направить копию Циркуляра в ЦК ВКП(б) с просьбой отменить такое распоряжение Центроспирта».

А. ФИЛИМОНОВ, кандидат исторических наук, доцент Псковского пединститута им. С. М. Кирова


К ЮБИЛЕЮ «ДЕВОЧКИ С ЦВЕТКОМ»

Юбилей — своеобразный звонок памяти. Сколько исторических событий и скольких достойных людей мы вспоминаем лишь по подсказке календаря, отсчитавшего на определенный день или год их «круглую» дату. Вот и «Девочке с цветком» из картинной галереи Псковского музея-заповедника исполняется 200 лет. Много забыто и безвозвратно утрачено за два века, но то, что сохранилось в памятниках искусства, негромким голосом своим говорит об ушедших временах, в которых когда-то зародилось наше сегодня.

Портрет Елизаветы Петровны Коновницыной (в замужестве Нарышкиной) в детстве, так и остающийся по сей день работой неизвестного художника конца XVIII — начала XIX вв., никогда не вызывал сомнений по поводу изображенной на нем девочки. Связано это не только с происхождением портрета: до поступления в Псковский музей (в его довоенное собрание) он находился в фамильном имении графов Коновницыных — Кярове Гдовского уезда, но и с надписью на оборотной стороне подлинного недублированного холста: «Родилась въ 1804 внука Елизабет Петровна Кановницыны от дочери мое Анны Иоанновны». Учитывая точно известную дату рождения Е. П. Коновницыной (1 апреля 1801 г.), портрет можно датировать концом первого десятилетия XIX в. Скорее всего, надпись на оборотной стороне портрета собственноручно исполнена бабушкой Лизы Коновницыной по матери — Агафьей Григорьевной Корсаковой, урожденной Коновницыной. Подобное соединение фамилий в русских дворянских родах не редкость: вспомним, к примеру, что бабушка А. С. Пушкина по матери, Мария Алексеевна Ганнибал, в девичестве — Пушкина. Так что А. С. Пушкин — как бы дважды Пушкин: по отцу и по матери, а Елизавета Коновницына — дважды Коновницына.

Единственная дочь Анны Ивановны и Петра Петровича Коновницыных, старший ребенок в семье, Елизавета принесла своему семейству славу сродни славе выдающегося своего отца. О Елизавете Петровне немало написано, и многое еще будет сказано. Она -получила заботливое воспитание, знала музыку и имела прекрасный голос». В сентябре 1824 г. Елизавета Петровна в своем родном Кярове вышла замуж за полковника Тарутинского полка Михаила Михайловича Нарышкина, родного брата Маргариты (в монашестве Марии) Михайловны Тучковой, впоследствии основательницы Спасо-Бородинского монастыря. По случаю бракосочетания Елизаветы Коновницыной и Михаила Нарышкина царским указом фрейлине и графине Елизавете Петровне Коновницыной было выдано 12 тысяч рублей.

Член «Союза Благоденствия» и Северного общества Михаил Нарышкин после подавления восстания 14 декабря 1825 года в полной мере разделил участь большинства своих товарищей. Елизавета Петровна, только что лишившаяся новорожденной дочери, приняла решение ехать за мужем в Сибирь. Получению высочайшей милости на поездку немило способствовала независимая и энергичная Анна Ивановна Коновницына. Уже после казни декабристок император Николай I писал князю А. И. Голицыну; «… сегодня утром мадам Коновницына почти вошла в мою спальню, именно этих женщин я опасаюсь больше всего». Известен донос полицейского агента, в котором, в частности, говорится: «… между дамами две самые непримиримые и всегда готовые разрывать на части правительство — княгиня Волконская и генеральша Коновницына. Их частные кружки служат средоточием для всех недовольных, и нет брани злее той, какую они извергают на правительство и его слуг».

Ссыльный декабрист Розен оставил литературный портрет Елизаветы Петровны но ее прибытии в Читинский острог: — От роду было ей 23 гола; единственная дочь героя-отца и примерной матери, урожденной Корсаковой, она в родном ломе значила псе, и все исполняли ее желания и прихоти. В первый раз увидел я ее на улице, близ нашей работы при Чертовой могиле, — в черном платье, с тальей тонкой в обхват, лицо ее было слегка смуглое с выразительными умными глазами, головка повелительно поднятая, походка легкая, грациозная». Нарышкина вполне разбиралась в живописи, сама хорошо рисовала. В портретной галерее декабристов и их близких, созданной художником-акварелистом и миниатюристом Николаем Бестужевым, есть два портрета Елизаветы Петровны. Об одном из них в письме к сестре писала Мария Волконская: «Портрет Нарышкиной также вполне удался, сходство совершенное, он из наиболее приятных и наиболее грациозных».

После помилования Нарышкины поселились в Москве. 2 января 1863 г. Михаил Михайлович скончался. На четыре года пережила мужа Елизавета Петровна. Она умерла в имении родной тетки Марии Ивановны Лорер Гораи Опочецкого уезда Псковской губернии 11 декабря 1867 г., а похоронена рядом с мужем на кладбище Донского монастыря в Москве.

Владимир ГАЛИЦКИЙ, заведующий художественным отделом Псковского музея-заповедника


ПСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ

В августе наступившего года исполнится шестьдесят лет с того дня, как в тяжелейших условиях оккупации на Псковской земле началось возрождение церковной жизни, связанное с созданием Православной Миссии, организатором и вдохновителем которой являлся экзарх Прибалтики митрополит Сергий Воскресенский. Его распоряжением первые четырнадцать миссионеров были направлены из Риги в Псков. Именно они стали своего рода эпицентром невиданного духовного подъема. Посланники экзарха Сергия не были чужеземцами, достаточно назвать их фамилии: Ал. Ионов, И. Легкий, Н.Трубецкой, В. Толстоухов и др. Старшим по возрасту и но назначению архиерея в этой группе миссионеров был протоиерей Николай Колиберский, возглавивший осенью 1941 г. Псковскую Миссию. Николай Александрович Колиберский родился 28 июля /9 авг./ 1872 г. в Пскове. В июне 1892 г. закончил Псковскую духовную семинарию, а в августе 1895 г. следует рукоположение во священство, и о. Николай получает назначение в Холмский уезд, где помимо исполнения своих пастырских обязанностей он занимался устройством церковно-приходских школ и преподаванием Закона Божия. Кроме работы с детьми он уделяет немалое внимание обучению взрослых, для которых священник устраивает особые воскресные школы для неграмотных /обучались 70-150 человек в гол/, где сам без всякого вознаграждения преподавал все предметы. В 1907 г. по личной просьбе О.Николая был переведен в Псков в Успенскую церковь при исправительном арестантском отделении. Кроме богослужений О.Николай вновь занят просветительской работой, теперь уже среди заключенных: организует занятия по программе основной школы для неграмотных. Священник-учитель вспоминал об этом:»… никогда, ни до этого, ни после, ни в одной школе, я не встречал такого рвения и усердия к усвоению грамоты, как в этой своеобразной школе, где обучались взрослые солидные люди, число которых доходило до 50-60 человек». О.Николай заведовал также и тюремной библиотекой, которая находилась в плачевном состоянии: всего 25-30 экземпляров «легковесной» литературы. Заручившись разрешением тюремной администрации, он начинает действовать: в местной газете было напечатано приглашение к пожертвованию книг. Результат был впечатляющим — свыше тысячи книг поступило от пожертвователей. К концу служения Н.Колиберского в тюрьме библиотека насчитывала свыше 3,5 тыс. книг разного содержания. Кроме того О.Николай устраивал по отдельным камерам особые беседы духовного характера. Этот пастырь, как и должно быть свойственно каждому христианину, не мог мириться с несправедливостью. Своим пребыванием в должности тюремного священника этот батюшка запомнился не только неутомимостью в трудах по просвещению своей такой специфической паствы, но и борьбой за ее права, стараясь свести к минимуму физические наказания в отношении арестантов. Защита человеческой личности почиталась о. Николаем христианским долгом. Итогом его усилий в этой борьбе стало «Предписание Главного Тюремного Управления, чтобы впредь телесное наказание, как меру исправления, принимать только в самых крайних случаях». Однако вскоре О.Николая перевели на другое место на должность законоучителя Псковской Мариинской женской гимназии. С приходом советской власти закрываются церковно-приходские школы, прекращается преподавание Закона Божия в учебных заведениях. В 1919 г, О.Николай определен на священническое служение в Никольский собор г. Изборска. После проведения новой границы между Латвией и Эстонией /1924 г./он оказался на территории Латвийской республики в местечке Тюршино, где с 1921 г. служил заведующим основной школы, а с 1924 по 1930 гг. исполнял пастырские обязанности. Благодаря неутомимой энергии протоиерея Николая в сентябре 1926 г. был заложен новый храм, а к сентябрю 1927 года он был уже освящен. На торжество освящения прибыли архиепископ Иоанн Рижский и протоиерей Кирилл Зайц — миссионер Латвийской епархии. По окончании торжественной литургии владыка обратился с речью к настоятелю и его пастве; — А ты, отец настоятель, запиши в летописях доброе настроение твоих русских прихожан. Пусть потомки знают, что и в лихолетье, в страшное время, русский народ, псковичи остались тем, чем были, и в этом залог того, что русский народ и в будущем будет еще могуч и велик». С ноября 1930 г. до 15 октября 1938 г. О.Николай служил при Двинской Успенской церкви /ныне Даугавпилс/. Но как и на прежних местах своей пастырской работы, его деятельность не ограничивалась стенами храма. Синод Латвийской Православной церкви рассмотре
л прошение протоиерея Николая Колиберского и пошел на встречу просителю, назначив его во вторую Двинскую городскую русскую школу. Здесь помимо традиционных для священнического сана уроков Закона Божия отец Николай вел уроки славянского языка, естествознания, истории Латвии, ручного труда и нес нагрузку классного наставничества. Из Двинска следует новое перемещение в г.Либаву, где Николай Колиберский служил в Александро-Невской церкви. Накануне Великой Отечественной войны О.Николай перебрался в Ригу, где служил в Иоанновском храме. Когда экзарх Сергий летом 1941 г. сумел добиться от немецких оккупационных властей разрешение на организацию Миссии, то в список миссионеров попадает и протоиерей Николай. Он назначается помощником временно исполняющего обязанности начальника Миссии. На тот момент им являлся протоиерей Сергий Ефимов, который также начинал свой священнический путь с Псковской земли. Первое время Управление Православной Миссии, ее своеобразный штаб расположился в квартире Колиберских, которая находилась в доме «у Пролома». До войны здесь жил его сын Николай Николаевич Колиберский. В нем в полной мере проявился дар педагога, которым обладал его отец. Однако к тому времени Колиберский младший с семьей эвакуировался в Мордовию. 13 октября 1941 г. указом экзарха Сергия протоиерей Николай Колиберский был назначен начальником Миссии в Пскове.

Таким образом, первые шаги по возрождению церковной жизни Псковская Православная Миссия сделала при деятельном участии и под руководством талантливейшего педагога, ревностного пастыря, опытного духовника-протоиерея Николая Колиберского. Но суровые условия военного времени и преклонный возраст батюшки не позволяют надолго возглавить Управление Миссии. В декабре 1941 г. О.Николай возвращается в Ригу, а на должность начальника Миссии был выдвинут протоиерей Кирилл Зайц — личность не менее яркая, чем его предшественники. В январе 1942 г. О.Николай получает свое последнее назначение, а точнее, он возвращается к своей рижской пастве Св.Иоанновской церкви. 20 сентября 1942 г. протоиерей Николай Колиберский умер и был похоронен на кладбище Иоанновского храма в Риге. Удивительное дело: несмотря на революции, войны, изменения политического курса, о. Николая сегодня вспоминают с теплотой и благодарностью в Риге, Изборске. Хотелось бы восстановить и в нашей память светлое имя замечательного священника, христианина, педагога, так много сделавшего для воспитания и научения детей и взрослых, так любящего свой народ и так остро переживающего его духовное невежество и отпадение от Церкви. Только восстановление нашей исторической, духовной памяти, очищение ее отложных наслоений и идеологических штампов поможет нам найти истинный путь к возрождению Родины.

К.Обозный


И ОЖИЛА ДРЕВНОСТЬ: ОТ ПРОИЗВОЛЬНОЙ К НАУЧНОЙ РЕСТАВРАЦИИ

В 1860-х годах на городские средства в Пскове были осуществлены первые попытки реставрации крепостных сооружений. Церкви и часовни в то время ремонтировались на епархиальные средства и добровольные пожертвования. С 80-х годов XIX века охраной памятников старины в городе стало заниматься Псковское археологическое общество. Благодаря деятельности членов ПАО — историков и краеведов — были обследованы и описаны многие памятники истории и культуры Пскова. Однако археологическое общество располагало незначительными средствами. Городская дума отпускала ежегодно на ремонт и реставрацию древних памятников лишь 140-200 р. в год, поэтому работы по их сохранению проводились в основном противоаварийного порядка. Например, в 1885-86 гг. архитектором П. П. Покрышкиным реставрировалась церковь Сергия с Залужья; в 1913 г. ПАО был произведен ремонт церкви Климента. Производились также небольшие починки крепостных сооружений. Но юридически охрана памятников до революции не была закреплена.

В советское время, в 1918 г., в Пскове при губотделе Народного образования был создан подотдел по регистрации и охране памятников, куда вошли члены ПАО. В октябре 1920 г. Псков объявили городом-музеем. В 1920 г. над Псковом пронесся ураган. В 1922-23 гг. силами Петроградского отделения Главмузея после урагана были исправлены крыши Солодежни, Поганкиных и Приказных палат, вновь устроены сорванные кровли Рождественского собора на Снятной горе и звонницы церкви воскресения со Стадища, вновь перекрыта обветшавшая церковь Николы от Каменной ограды; в 1924 г. ремонтными работами спасена церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы; в 1925 г. произведен ремонт хлебопекарни. Средства на поддержку памятников старины в эти годы отпускала Псковскому музею Главнаука, но все же в размерах значительно меньших от действительной потребности: в 1924 г. -1000 руб., в 1925 г. — 2000 руб. В августе 1925 г. местная археологическая комиссия, подкрепленная профессором К. К. Романовым и архитектором Ленинградского отделения Главнауки — инженером Витманом, произвела подробное обследование архитектурных памятников Пскова. В 1927 г. в городе работала экспедиция ГАИМК под руководством К. К. Романова. В марте 1935 г. был утвержден первый список памятников архитектуры Пскова, в который вошли 36 объектов. В то же время городские власти в 30-е годы снесли многие культовые здания ХVIII-ХХ вв. В середине 30-х гг. XX в. к реставрации псковских памятников старины приступила Ленинградская государственная инспекция охраны памятников. В 1936-37 гг. проводилась реставрация Гремячей башни под руководством архитектора Ю. П. Спегальского. Под его руководством в 1939-40 гг. также велась реставрация вторых палат Меньшикова. В 1939 г. для сохранения Покровской башни был сооружен каменный цоколь и укреплены ее отдельные части.

Большое бедствие постигло Псков в годы Великой Отечественной войны. Были полностью уничтожены Никитская церковь, церковь Пантелеймона Дальнего, образской захаб, часть Поганкиных палат, 14 памятников получили значительные повреждения. Сразу же после освобождения города 15 августа 1944 г. бюро Псковского горкома приняло решение «О проведении первоочередных мероприятий по предохранению от дальнейшего разрушения историко-художественных памятников Пскова». 1 января 1945г. Псков постановлением СНК СССР был включен в число 15 древнерусских городов, подлежащих первоочередному восстановлению.

8 апреля 1946 г. на базе ремонтной группы была образована проектно-реставрационная мастерская отдела по делам архитектуры Псковского облисполкома. В ее сферу деятельности включались работы по изучению, консервации и восстановлению древних памятников Пскова и области. Первым руководителем проектно-реставрационной мастерской с апреля 1946 г. по июль 1947 г. был Юрий Павлович Спегальский.

В первое время реставраторам не хватало стройматериалов, мастерские не имели никаких помещений, даже для конторы, не было самого необходимого строительного оборудования. К 17 апреля 1946 г. числилось всего 30 работников. Однако уже в 1946 г. ремонтно-восстановительные работы выполнялись на девяти объектах. За этот год было выполнено работ на сумму 338 тыс. руб.

За три первых года работы реставрационной мастерской были восстановлены 44 объекта в городе и области. В первое время научная реставрация памятников архитектуры велась по проектам архитекторов Ю.П. Спегальского, Э. П. Штольцер, П. Н. Максимова, Г.Е. Гедике, О. В. Давыдовой, К. А. Дидрихса. С середины 1950-х годов работами руководили архитекторы В. А. Лебедева, Б. С. Скобельцын, М.И.Семенов, Ю.В. Сусленников, Н. С. Рахманина и др. С каждым годом объемы работ росли. Например, в 1959 г. на реставрационные работы государство выделило 1270 тыс. руб. К 1976 г. было отреставрировано 125 объектов в Пскове и области. К 1980-м годам псковские реставраторы сумели своим самоотверженным трудом воссоздать, в основном, архитектурно-исторический облик древнего Пскова. С 1992 г. реставрационная мастерская работает в новых экономических условиях. Заметно сократились объемы реставрационных работ. Однако объекты, на которых ведутся реставрационные работы, сдаются с высоким качеством выполнения работ. Современные реставраторы сохранили навыки реставрационного мастерства древних зодчих и делают все возможное, чтобы сохранить для потомков бесценные памятники истории и культуры Пскова.

Алексей ЕФИМОВ ЗАО «Реставрационная мастерская»


НАБЕРЕЖНАЯ РЕКИ ВЕЛИКОЙ

До 1858 года набережной, в культурном ее виде, не существовало. Здесь берегом прежде невозможно было не только ездить, но даже проходить было очень затруднительно: река Великая подступала под самые стены. В 1858 году по распоряжению бывшего Псковского губернатора В.Н. Муравьева приступлено было к отделке берега с целью устройства набережной и пристани для судов у Власьевской часовни. С устройством набережной улучшены были также и спуски к реке за водой: Власьевский и с Плоской улицы — и вновь устроены Якиманский и Спасский, из которого струится природный источник чистой воды. Строительство набережной производилось в две очереди: первый участок от Власьевских ворот до Плоской улицы был сооружен и открыт в 1859 году. Этому участку набережной было присвоено наименование Александровский, в честь посещения Пскова императором. Вторая очередь от Плоской улицы до Покровской башни благоустраивалась до 1862 года и названа была Муравьевской. До 1867 года шли частичные работы по ремонту стены и башен.

Вся набережная сооружалась на приношения доброхотных дателей, трудами псковской арестантской роты.

Благоустройство всей набережной потребовало тяжелых пятилетних трудов: где требовалась насыпка для уравнения набережной — добывали землю из речного русла, возили землю и из города, а где нужно было сносить бугры — ломали самый берег, состоящий из сплошного природного плитняка. Во время означенных работ у прохода от присутственных мест, где свозился мусор, рабочие при очистке земли у стены натолкнулись на отверстие в стене, в котором оказался значительный запас железной картечи грубой работы, которая тут же и была разобрана мясниками, пожертвовавшими взамен того улучшение пищи арестантов. Но самая интересная находка ожидала на месте бывшей башни и Георгиевских ворот. При разломке- обветшавшей стены для увеличения проезда в этом месте в стене в замурованном склепе найден дубовый гроб, который в присутствии губернатора и был вскрыт. В гробу оказались бренные останки завернутого в саван покойника. Склеп был исправлен, гроб снова поставлен на свое место. Этот склеп с гробом неизвестного находится против Георгиевской церкви в стене у самого спуска к Великой. Интересно было бы знать, кто был захороненный в склепе. Возможно, что это Иван — псковский затворник, который, по сказанию летописца, 22 года жил в стене, поводя дни в посте и молчании (1615).

«Псковские губернские ведомости», 1 сентября 1873 г.


ПРОГУЛКИ Г-НА ЕВЛЕНТЬЕВА: САВВОПУСТЫНСКИЙ ПОГОСТ

В это воскресенье я сделал небольшую экскурсию в Саввопустынский погост.

Саввопустынский погост находится на самой шоссейной дороге между Псковом и Островом, при речке Многе, в 12-ти верстах от губ. города. Этот погост прежде был мужским монастырем, о котором есть упоминание в 1442 году. В XVI ст. Саввинская пустынь приписана была к Пантелеймоновскому монастырю. В царствование государыни Екатерины II Великой монастырь упразднен и церковь обращена в приходскую. Саввопустынский погост с находящеюся при нем деревенькою того же имени расположен по обеим сторонам шоссе, на местности весьма приятной и здоровой; его окружают со всех сторон леса. Река Многа, обыкновенно ничтожная в меженное время, весной снабжает погост живою рыбою — щуками и язями, которые заходят из Великой. При погосте С.-Петербургско-Варшавская железная дорога проходит в ряд с шоссейною, почему оттуда видно, как мчатся на парах жел. дор. поезды. Погостицкая, с двумя боковыми придельными алтарями, каменная церковь во имя св. Саввы Преподобного — весьма старинная; год основания ее не известен. По преданию, там, еще раньше, была церковь деревянная, но она сожжена во время неприятельских набегов на псковскую область; место ее указывал нам приходский священник О. Василий. Из старинных церковных вещей в погосте сохранились только царские врата в главном храме, оловянная дарохранительница и деревянный обруч брачного венца. В левом приделе, еще не вполне отстроенном, примечательна для сельской церкви по своему искусному письму живопись. При погосте прежде была школа грамотности, но теперь ее нет. В лесах, окружающих погост, водятся рябчики, тетерева, за которыми охотятся из города. По течению Многи встречаются земляные насыпи (сопки, по крестьянскому названию) без всякого, по-видимому, внутреннего содержания. Крестьяне Саввопустынского прихода занимаются исключительно одним только землевозделыванием. Впрочем, есть одна деревенька, жители коей торгуют дегтем. Обыкновенные болезни суть: глазная, болезнь живота и головы и сифилис. Из них преобладает первая (крестьяне живут в курных избах). Живут они в первобытной простоте, руководствуясь своим собственным исконным мировоззрением.

Приходский священник О. Василий Меньшихов, человек весьма образованный, заботиться по возможности об умственном и нравственном развитии вверенной ему паствы и многие из его прихожан уже знают православные молитвы, другие понимают и даже объясняют воскресные Евангелия, читают и поют на клиросе… В приходе числится до 800 душ. Весь он сконцентрировался на пространстве четырех верст. Шоссе, начиная от дер. Черехи до самого Саввопустынского погоста и дальше до станции Стремутки, представляется как бы аллею в саду: по обеим его сторонам тянется непрерывной цепью синий лес, что придает означенному тракту особенную красоту и приятность.

«Псковские губернские ведомости», 17 августа 1874


ИЗ ПУТЕВЫХ ПИСЕМ ПАВЛА ЯКУШКИНА

Якушкин Павел Иванович (1822-1872) русский писатель, фольклорист, этнограф. Очерки и рассказы отличаются остротой социальной критики.

Нынче я ходилъ въ монастырь и смотрелъ ризницу. Иконъ старинныхъ, по-крайней-мере не подновленныхъ, нетъ; явленной иконы Успения Богородицы я не могь видеть: она стоить въ довольно темномъ месте, а к тому же она вся покрыта дорогою жемчужною ризою. Въ ризнице мне показали золотые сосуды съ следующею надписью: «7189 году сии сосуды золотые вдомъ Пречистой Богородицы Псковской Печерской монастырь даль вкладу Борисъ Васильевичъ Бутулинъ, а прямое имя Иванъ, съ женою своею Татьяною, по тесте своемъ Семене Алексеевиче Вихореве и по тещи своей инокини схимницы Капетелины по ихъ приказу в вечное поминовение».

Въ этихъ сосудахъ около 3-хъ фунтовъ весу. Еще тамъ несколько серебряныхъ ковшей: Ивана Грозного, царевича сына Грозного, князя Юрия Ивановича, Макария архиепископа Новгородскаго, Бориса Еремеевича; кружки Густава-Адольфа, короля Шведскаго; Щербинина; чаша, пожертвованная Михаиломъ Федоровичемъ, серебряный горшокъ — дьякомъ Сидоровымъ, несколько крестовъ съ мощами, между которыми одинъ сделан въ 7098 году въ Июне по велению игумена Милетия съ братеею, а въ немъ 118 1/2 золот. весу.

Я прежде говорилъ, что Грозный оставилъ здесь, какъ говорить народъ, все свои вещи. Здесь показываютъ, кроме ковшей, ложку, вилку, ножикъ, трубу, пороховицу, колешекъ для денегъ, две цепи; на одной, говорятъ. Грозный носилъ кошелекъ, другая царская, на которой онъ носил крестъ; более 30 монетъ золотыхъ иностранныхъ; арчакъ, потникъ отъ седла, и черпакъ, который былъ затканъ золотом, но золото вынуто на потребы монастырскея.

Еще мне показали перстень съ зеленымъ камнемъ, на внутренней стороне котораго надпись: «Перстень царицы и великея княжны Анастасеи». Ея же серьги, съ лазоревыми камнями, обделанныя жемчугомъ.

Обязательный отецъ наместникъ Никаноръ показалъ мне библиотеку. Тамъ мало любопытнаго: ее пересматривалъ митрополитъ Евгений, бывши археиереемъ Псковскимъ, и все интересное взялъ. Я вскользь просматривалъ синодики, которыхъ здесь 6; въ одном записаны роды: князей Шеховскихъ, Петруши стрелца, Сумина, Грошихи.

«Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний, Павла Якушкина», 1860 г.


ПУТЕШЕСТВИЕ КОНОВНИЦЫНЫХ ЗА ГРАНИЦУ В 1819 ГОДУ

Поездки русских людей в Европу в XIX веке были обычным делом. Ездили туда учиться и лечиться, а то и просто попутешествовать, посмотреть мир, приобщиться к европейской культуре. Однажды в такое путешествие направился и наш земляк, герой Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1815 гг. Петр Петрович Коновницын. После окончания борьбы с Наполеоном Петр Петрович возглавлял Военное министерство России (1815-1819 гг.). К концу пребывания в этой должности у Коновницына заметно пошатнулось здоровье. Позади были десятилетия нелегкой службы, ранения и контузии, огромное напряжение сил в ратные дни и в годы министерства. Петр Петрович еще не был стар, ему было 55 лет, однако болезнь брала свое. Дело оказалось настолько серьезным, что П.П. Коновницын вынужден был просить императора Александра I об отпуске на лечение за границу, «на воды». 11 мая 1819г. император сообщил в личном письме, что удовлетворяет прошение Коновницына об отпуске: «Я увольняю вас в отпуск к минеральным водам. Мне весьма приятно будет видеть желаемое действие оных в скорейшем восстановлении вашего здоровья». Петр Петрович получил от государя на дорогу 10000 руб. столовых и квартирных — 30277 руб. Кроме того, он занял в «банковском ломбарде» под залог своих крестьян еще 10000, из которых, правда, вычли причитавшийся в таких случаях процент — 600 руб. Всего на поездку у него оказалось 49677 руб.

На воды П.П. Коновницын поехал с женой — Анной Ивановной и старшим ребенком — Лизой, которой было тогда 16 лет. С дороги и родители, и дочь в течение всего путешествия писали родным и знакомым письма. Особенно восторженные письма были у Лизы. В одном них своих братьям (их было четверо — Петр, Иван, Григорий и Алексей) она сообщала: «Я с тех пор, как не с вами, стала вас больше любить и ценить ваши ласки, хотя мне здесь совсем не скучно, напротив, весело. Как бы ни была карлсбадская жизнь радужна, но все я думаю о России и рада буду воротиться… бываем на званых вечерах, или ходим пешком, или приезжают артисты, дают концерты, которые иногда бывают изрядны».

Развлечения — развлечениями, но главное для П.П.Коновницына было лечение. Пока путешественники добирались до минеральных вод, они проехали через те места, которые когда-то были ареной войн и напоминали Петру Петровичу о прошлых боях, событиях и принимавших в них участие людях. Маршрут же Коновницыных пролегал через Варшаву, Дрезден в Карлсбад, а на обратном пути и через Вену.

Из Дрездена Анна Ивановна писала детям: «В Дрездене… видели картинную галерею, японские залы и сокровища Саксонские… Сегодня папинька был с нами в итальянской опере. Театр нехорош, но труппа преизрядная и сестра (Лиза — Е.И.) была музыкой довольна… Завтра едем в Плаун, в понедельник выедем в Карлсбад. Доктора советуют и уверяют, что папиньке ети воды помогут». Таким образом, путешественники использовали возможности, которые предоставила им Европа в виде своих культурных ценностей, они многое повидали и узнали. Петр же Петрович лечился водами и в общей сложности выпил 670 стаканов «миль-инебрюльской» воды. В Карлсбаде, где и лечился Петр Петрович, они были 25 июня, а менее чем через два месяца были уже в Никитовке — своем украинском имении.

Здоровье П.П. Коновницын поправил, однако служить ему пришлось уже в другой должности. Он был призван императором готовить офицерские кадры для армии, исполняя обязанности Главного Директора Пажеского, I и II Кадетских и других военных заведений России. В этой должности Петр Петрович находился до своей смерти — в конце августа 1822 г.

Е.П. ИВАНОВ, профессор

© Стерх, 2001.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *