Псковские хроники > № 8 (27) 2001

ПОСЕЩЕНИЕ ПСКОВА ИХ ИМПЕРАТОРСКИМИ ВЫСОЧЕСТВАМИ

Поезд с Великими князьями Сергеем и Павлом Александровичами и Дмитрием и Константином Константиновичами прибыл в Псков 8 июля в 7 часов 50 минут по полудни. После торжественной встречи все направились в Троицкий Собор. Затем в резиденцию, в губернаторский дом. Во дворе выстроен почетный караул от 146 пехотного Царицынского полка. Отправились в экипажах по городу, и первое посещенное ими место — историческая Покровская башня.

Вечером город был иллюминирован.

В воскресенье, 9 июля, слушали литургию в Соборе. После завтрака посетили Епископа Павла на печорском подворье и продолжили знакомство с городом с осмотра Довмонтова города, дома митрополита Макария, или так называемые Владычные палаты, дом, построенный на месте бывших Тиунских палат, подробно осмотрели Собор.

Из Кремля они направились в Мирожский монастырь, в Храм Преображения, осмотрели архитектуру, фрески. Их Высочества выразили пожелание, чтобы фрески были совершенно открыты из-под покрывающих их побелок, и пожертвовали монастырю 500 рублей.

Заехав по пути в лагерь военной гимназии, Высокие посетители прибыли в другой XIII века монастырь Иоанна Предтечи.

Далее они проследовали к тому месту, где, по преданию, стояла Святая Ольга и где ныне находится часовня, побывали в Пароменской церкви.

Затем проследовали в устроенную нарочно для приезда Их «Льняную выставку» в складе г. Даниельсона и Ко, на которой Их Высочества были подробно ознакомлены с производством льна в Псковской губернии и его продаже, в том числе и за границу, и преподнесены им труды статкомитета о льняном производстве в Псковской губернии.

Посетили часовню Святителя Николая «Неугасимой свечи» и храм Николы со Усохи. Отсюда Их Высочества проследовали мимо древнего дома Драве (ныне Сутоцкого), здания Сергиевского реального училища. Губернской гимназии, учительской семинарии к пролому Ст. Батория, здесь они спустились в подземный ход и прошли по нему 30 сажен до вязкого грунта. Посетили женский Вознесенский монастырь, Поганкины палаты.

Обед в губернаторском доме.

После обеда отправились в Ботанический сад Сергиевского реального училища и подробно его осмотрели.

Понедельник, 10 июля. Отправились в Изборск, раскапывали по указанию Уварова древние захоронения и откопали скелет, отправились к так называемой могиле Трувора, приподняли плиту и пробовали копать, но ничего не нашли, а крестьяне говорили, что лет 50-60 тому назад уже здесь копали и ничего не нашли.

Был уже третий час. Уваровым был приглашен фотограф из Пскова Дмитриев, который весь день по его указанию занимался съемкой. Позавтракали и, осмотрев изборские крепостные стены, отправились по прекрасной земской дороге в Печерский монастырь. В начале девятого часа оставили монастырь и отправились обратно в Псков, не доезжая 18 верст до Пскова, полил крупный дождь, и только в 12 ночи прибыли в свои помещения.

11 июля в 9 часов утра выехали в Лыбуты, где участвовали в молебствии и крестном ходе к Ольгиному камню. Позавтракали в доме священника и начали собираться к отъезду на археологические изыскания на другом берегу Великой. Раскапывали курганы, находили черепа, кости, медные и железные вещицы, работе мешал дождь, который шел перерывами. Было решено, что Великие Князья Павел Александрович и Дмитрий Константинович вместе с большей частью свиты отправятся в Псков, а Их Высочества Сергей Александрович и Константин Константинович с графом Уваровым и местными исследователями курганов еще продолжат исследования, они шли до позднего вечера, пока темнота могла затруднить переправу через реку в лодках. Переправились, добрались до погоста на тележках, попили чаю у местного священника и отбыли в Псков, куда и прибыли благополучно в десять часов вечера.

12 июля. Собрались посетить Талабские острова. С семи часов утра приготовленный для этого пароход был украшен зеленью, флагами, цветами — сердито шипел у пристани, но из-за плохой погоды поездку отменили, зато посетили приют Святой Ольги (директор приюта М.Ф. Эссен).

Из приюта заехали в фотографическое заведение Дмитриева, где вместе со всею свитою снята фотографическая группа, в которой по желанию и приглашению Их Высочеств занял место и начальник губернии.

Затем вернулись в свои покои, позавтракали, и Сергей Александрович и Константин Константинович осматривали зарождающийся местный археологический музей. В четыре часа дня отправились на вокзал.

Их Императорские Высочества во все время Своего пребывания в Пскове как бы постоянно изыскивали случаи, чтобы обласкать и приветить каждого. Не говоря уже о начальнике губернии, постоянно Их сопровождавшем, как в городе, так и в уезде, и его семье. Великие Князья почтили приглашением к обеду или завтракам, кроме наименованных выше, членов археологической комиссии И.И. Василева, К.Г. Евлентьева, Н.И. Соколова. Вручили многим различные награды.

«Псковские губернские ведомости» №32 от 19.08.1878.

Их Императорские Высочества Сергей и Павел изволили пожаловать в память пребывания их в г. Пскове подарки следующим лицам: члену губернского статкомитета Ивану Василеву — золотой, украшенный бриллиантами перстень с вензелевым изображением имени Великого Князя Сергея Александровича; члену губстаткомитета Константину Евлентьеву, инспектору Псковского реального училища М.А. Бутлерову и капельмейстру 146 пехотного полка Шульцу — каждому золотую булавку, украшенную драгоценными камнями.

«Псковские губернские ведомости» № 28 от 22.07.1878


О ЧЕМ ПИСАЛИ ПСКОВСКИЕ ГАЗЕТЫ

СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ

С 11 по 12 число июля месяца в ночи сильная буря причинила в некоторых местах Псковской губернии немаловажный вред. В Пскове повалило несколько заборов, разбило в зданиях много стекол, в садах сломало много фруктовых и других дерев, а иные даже вырваны с корнем. Мост на реке Великой едва удержан, но некоторые сваи, на коем он прикреплен, расшатались и вышли из мест своих. В г. Острове мост на той же р. Великой совсем снесен, и теперь устроена переправа с паром. Кроме того снесен также мост для пешеходов. На соляных и винных магазинах с одной стороны сорвана крыша длиною 9 саженей. Повалило сарай, где находился полковой обоз и придавило оный; в аптечном цейхгаузе Полкового Лазарета раскрыло крышу. С Покровской церкви сорвало купол со крестом, а в церквах и домах вырывало рамы и разбило много стекол и вообще много раскрыло надворных строений и повалило заборов.
«Псковские губернские ведомости», 19 июля 1844 г.

ЛЕТНИЕ РАЗЛИВЫ

Псков. Утром 23-го июля при сильном ветре и проливном дожде, от коего вода в реках Великой и Пскове поднялась высоко; быстрым течением и сильным напором оной разорвало и снесло мосты на тех реках. Мост на Великой быстро понесло по направлению к Псковскому озеру, и с трудом можно было его остановить в 5-ти верстах от города, откуда предполагают его буксировать обратно противу течения посредством прибывшего на днях из Дерпта парохода. — Вообще, по сведениям из уездов, разливы столь сильны, что сообщение на больших и проселочных дорогах тотчас восстановить почти невозможно. Все мосты разрушены и снесены. Старожилы не запомнят столь продолжительных дождей, заставляющих опасаться всеобщего бедствия. Поля и луга совершенно покрыты водою, и крестьяне решительно не могут приступить ни к каким полевым работам.
«Псковские губернские ведомости», 26 июля 1844 г.

СИЛЬНОЕ ГРАДОБИТИЕ

В Великолукском уезде 10 прошедшего июля в 7 часов вечера град величиною в грецкий орех, которым истребило совершенно весь озимый и яровой хлеб в имениях: сельце Ушакове помещицы А. Нелединской, в сельцах Лапатине и Михайловском помещика В. Шатилова и в деревне Шалниве помещика Дубровина.
«Псковские губернские ведомости», 9 августа 1844 г.

МАТЬ-ГЕРОИНЯ

Порховского уезда, деревни Сыромятина помещика генерал-майора Бибикова, крестьянина Лариона Тимофеева жена Прасковья Прокофьева, родила четырех близнецов, из которых три мужского и один женского пола. Первый из них родился 16 апреля в полдень, а прочие все трое в ночи на 17-е число, после чего все четверо были тотчас же окрещены, но один из них вечером скончался. Трое же остальных вместе с матерью живы и здоровы. Близнецы эти телосложения порядочного и обыкновенной величины. Отец 45 лет и роста среднего, но мать от роду 38 лет, большого роста, крепкого и здорового телосложения. Она 23-й год замужем и до сего имела уже девять детей, в числе которых три года тому назад она родила трех близнецов, двух мужского и одного женского пола. В живых из всех прежде рожденных ею детей осталась только одна дочь 3 лет.
«Псковские губернские ведомости», 10 мая 1844 г.

Предоставила Е. КИСЕЛЕВА, Псковская областная научная библиотека


ЛЕГЕНДА О КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ
ИЗ ПУТЕВЫХ ЗАМЕТОК ПАВЛА ЯКУШКИНА

Путешествуя в 1859 году по Новгородской и Псковской губерниям, Павел Иванович Якушкин записывал свои впечатления от встреч с местными жителями, собирал исторические сведения, знакомился; с местными легендами. В августе 1859 года, находясь в Пскове, он совершил прогулку на лодке по реке Великой до ее устья и обратно вместе с псковским мещанином Алексеем Федоровичем Поляковым, от которого и услышал местную легенду о княгине Ольге:

«…Мы с Алексеем Федоровичем [повернули от устья Великой обратно] и поехали к Опскову (Пскову)…

— Вот здесь был городок, — сказал мне Алексей Федорович, указывая на левый берег Великой, когда мы немного проехали погост Устье и Назимовскую гору.

— Чей же такой город был?

— Говорят — царицы Ольги, — отвечал он, — да тому быть нельзя.

— Почему же?

— За что(*)? А за то: этот берег (западный) весь край забранный, да и этот (восточный) пустой был. На нашей стороне был Сороковой бор, и в том бору жил вольный народ: холоп беглый, так какой грешник (преступник)… Забегут в какую деревню, прикажут пиво варить, а не то грабить… Бывало, поймают которых — вешать… Бабка моя жила 120 лет, сама видела виселицу в Чертовом Ручью, что для такого народу была сделана… Война была частая: то Швед подойдет, то Литва, то Немец из-под Риги; пройдут, да вплоть до самаго Опскова и вычистят; ну, до Опскова вычистят, а в самый Опсков ни разу никто не входил, ни один злодей. А остатняя война Шведская: дошел Швед до Печор — да и полно! А прежде Литовский царь Баторий подступал: на Терёхе в монастыре Пантелеймоновом шатры разбивал; в Лыбуты, 17 верст вверх по воды, прямо переправлялся со всею своею силою.

— Лы6ута(**) — город или село?

— Нет, просто деревня.

Надо заметить, что здесь погостами называются села, селом — сельцо, т.е. где есть барский дом, а деревнею — где нет ни церкви, ни барскаго дома.

— Только эта деревня знатна горазд за тем: в той деревне Лыбуте родилась царица благоверная Российская Ольга; родилась она в крестьянском звании и была перевозчицей; а за тем, что горазд из себя красавица была, да и горазд хитра была, царицей сделалась, а там во святая вошла.

— Как же это случилось?

— А вот слушай: с первоначалу жизни, немного по после, была, как сказано, Ольга-крестьянка перевозчицей в Лыбуте. Раз перевозит она князя Всеволода…

— Какой такой князь Всеволод?

— Всеволод да и Всеволод — не знаю… Увидал Всеволод Ольгу и помыслил на Ольгу, а этот князь был женат. Стал тот князь говорить Ольге, а Ольга ему на те его пустыя речи ответ: «Князь! Зачерпни рукой справа водицы, изпей!». Тот зачерпнул, испил. «Теперь, — говорит Ольга, — теперь, князь, зачерпни слева, изпей и этой водицы». Князь зачерпнул и слева водицы, изпил. «Какая же тут разнога: та вода и эта вода?» — спрашивает Ольга у князя. «Никакой тут разноты нет, — говорит князь, — все одна вода». «Так, — говорит Ольга, — что жена твоя, что я, для тебя все равно». Князь Всеволод зарделся, замолчал и отстал от Ольги. Да и много она князей перевела: котораго загубит, котораго посадит в такое место… Говорят тебе: горазд хитра была. Спустя сколько времени Ольга пошла за князя замуж, только не за Всеволода, а неизвестно за какого. Тогда много князей было, и всякий своим царством правил, а все между собой родня были, и все промеж себя воевали: хотелось всякому у другова царство его отнять. Пошел войною на мужа Ольгинова его двоюродный брат да и убил его. Убил мужа Ольги да и прислал к ней послов мириться; только Ольга которых посадила за стол обедать да и приволила их в волчью яму, что под тем столом вырыта была, а которых зазвала в баню, а там обложила баню хворостом да и сожгла всех, а после самаго их князя убила, на его царство села и стала двумя царствами править. Прошло сколько времени, поехала Ольга в Царь-город к тамошнему царю в гости. Как увидал ее тамошний царь — «Выходи, -говорит, — за меня замуж!». Ну, а Ольге какая неволя была идти замуж? Сама себе царица! А выйди замуж: муж глава жене. «Ты, — говорит Ольга, — православный, а я поганая (она тогда не крастимшись была), так мне не приходится за тебя идти». — «Ну, так крестись», — говорит царь. — «А ты будь моим крестным!» — «Хорошо!» -говорит. Перекрестилась Ольга приняла крещеную веру. «Теперь давай венчаться, Ольга», — говорит царь. А Ольга ему: «Нельзя — ты мой крестный!». Так и провела».

«Путевые письма из Новгородской и Псковской губернии Павла Якушкина», СПб, 1860 г.

* Здесь говорят за что, вм. почему.

** Говорят и Лыбуста, но Выбутой не называют, как в одной книжке сказано.


ПУТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСКОВА

СПРАВКА «О восстановлении города Пскова» 1945 г.

В восстановлении города участвуют следующие организации трест «Псковстрой» с тремя конторами — ОСМУ-1 — 330 человек ОСМУ-2 — 339 человек ОСМУ-6 — 162 человека Ремстройтрест — 670 человек Ремстройконтора 207 человек и ведомственные организации — Министерство путей сообщения Министерство внутренних дел Министерство текстильной промышленности и другие с общим количеством рабочих строителей 1090 человек. Для участия в восстановлении города обучаются второй строительной специальности 1000 человек рабочих предприятий и учреждений.

В строительных организациях создана производственно-техническая база в «Псковстрое» имеются лесозавод на 2 пилорамы механические мастерские кузница столярные мастерские автопарк насчитывает 62 машины. В Ремстройтресте работают 2 пилорамы столярный цех механическая мастерская кузница автопарк имеет 40 машин. Улучшилась производственно-техническая база ведомственных организаций что значительно укрепило и расширило производственные возможности строителей.

Состояние восстановительных работ.

I. По жилищному хозяйству.
За 1944-1945 гг. восстановлено 143563 кв метра жилой площади План 1946 года предусматривает восстановление 42 тыс кв метров на сумму 24595 тысяч рублей. За первые четыре месяца 1946 года выполнено работ по восстановлению жилого фонда на сумму 1132200 рублей введено в эксплуатацию 1540 кв метров жилой площади. В настоящее время ведутся работы на 25 объектах общей площадью 12280 кв метров («Псковстрой»-2 объекта Ремстройтрест — 2 объекта, ведомственные организации 14 объектов) собственно жилое строительство стройтрестов — 7 объектов и стандартные дома 1530 кв метров. Кроме того получили разрешение на индивидуальное строительство 718 человек с общей площадью 25150 кв метров на сумму 2 5 млн рублей строится в настоящее время 220 домов общей площадью 8000 кв метров на сумму 800000 руб.

II По объектам здравоохранения, народного образования и др.
Восстанавливаются 3 школы на 2200 мест Пединститут на 800 учащихся областная больница городская детская больница типография На восстановление за 4 месяца 1946 года затрачено по народному образованию — 234 тыс рублей по здравоохранению — 117200 рублей по печати — 81100 руб.

III По коммунальным предприятиям.
Восстанаваливаются а) электростанция мощностью 500 кВт, с вводом в эксплуатацию в июне 1946 года, б) баня на 407 мест.

IV По промышленности.
До войны предприятия г Пскова имели мощность с выпуском продукции на 87214 тыс рублей, с общим количеством рабочих 8757 человек. Разрушенная промышленность города восстанавливается, на 1/V в городе действуют 24 предприятия и артели с выпуском продукции на 17019 тысяч рублей в год на которых работает 2110 человек. На восстановление предприятий и артелей вложено 10088 тысяч рублей В настоящее время ведется восстановление Шпагатной фабрики им Калинина Льнокомбината з-да «Выдвиженец» з-да «Псковкирпич» з-да «Металлист» Хлебокомбината. Мотороремонтного завода и др.

Зам секретаря горкома ВКП(б)

по промышленности (Демичев).

В период Великой Отечественной войны Псков, более трех лет находившийся в руках фашистских захватчиков сильно пострадал. Враг разрушил в городе 93 процента всего жилого фонда все промышленные предприятия, водопровод электростанцию, трамвайный парк мосты лечебные учреждения школы архитектурно-исторические памятники 29 декабря 1945 года правительство РСФСР утвердило Генеральный план восстановления и развития Пскова. В этом плане были намечены мероприятия направленные к тому чтобы создать наилучшие жизненные условия трудящимся Пскова устранить недостатки старой планировки и застройки восстановить лучшие сооружения и, в частности, исторические памятники. В дальнейшем Генеральный план неоднократно корректировался и многое не было осуществлено. Ниже приводятся выдержки из двух статей главного архитектора Пскова П.Твардовского, опубликованных в «Псковской правде» и рассказывающих, каким должен был быть Псков согласно разработанному группой специалистов под руководством архитекторов Н.Баранова и А.Наумова проекту Генерального плана восстановления и развития.

* * *

20 марта 1945 г.

Бригада архитекторов под руководством главного архитектора Ленинграда тов. Баранова работает над новой планировкой Пскова. В проекте подчеркивается назначение Пскова как города-музея, города русской славы древнерусской архитектуры. Намечается восстановление всех знаменитых памятников нашего прекрасного города. Будет реставрирован Кремль с его бастионами, башнями и собором.

В районе бывшей Советской площади на правом берегу реки предполагается создать новый общегородской центр. На восточной стороне советской площади запроектированы два гостиных двора с универмагами ресторанами и кафе. Улица Единства будет расширена. Между зданиями от площади на юг по направлению реки Великой, раскроется широкая зеленая линия со скульптурными памятниками и фонтанами.

В южной части центра будет выстроен большой областной театр или Дворец культуры. Здесь же предполагается строительство нового здания Дома Красной Армии. На самой площади проектируется установка памятника Великой Отечественной войне и героям-освободителям Пскова.

На углу Советской и Октябрьской улиц будет новый сквер с фонтанами и памятниками героям Отечественной войны. Среди зелени значительно расширенного Сада трудящихся возвысятся древние памятники русской архитектуры. Вдоль городской стены от Покровской башни до площади Жертв революции запроектирован большой бульвар. За площадью Жертв Революции между Михайловской и Гремячей башнями по обеим берегам Псковы вниз по течению, запроектирован большой городской парк. Водная гладь реки Псковы, поднятая плотиной, островки, пляжи, лодочные станции мосты создают предпосылки для создания здесь одного из лучших парков нашей страны.

На реке Великой устанавливаются новые пристани причалы лодочные станции водный стадион пляжи. Предполагается увеличить трамвайные линии, пустить по главным улицам троллейбус и автобусы. Проектируется постройка аэропорта и здания аэровокзала. Проект предусматривает строительство большой гидроэлектростанции на реке Великой или — на базе залежей торфа — в окрестностях города.

Для осуществления грандиозного плана работ восстановления и нового строительства потребуется много усилий и средств. Но псковичи восстановят свой город. Они сделают его одним из красивейших городов родной страны.

* * *

16 августа 1946 года

Генеральный план восстановления и развития Пскова предусматривает расширение территории города за счет прирезки соседних земель Запсковья и Завеличья. Городской центр предполагается сохранить на историческом месте у Кремля, с разбивкой здесь площади для парадов и демонстраций. С восточной стороны площади будет построен новый Дом Советов, с трибунами и памятником перед ним а с южной стороны намечается сквер типа Марсова поля с памятником-монументом в честь победы над Германией.

Намечается продолжить улицу Калинина до Кремлевской площади, Пушкинскую улицу — через мост на реке Пскове. Вокзальная площадь будет застроена двух-трехэтажными домами с цветником и скульптурой в центре ее.

Основным зеленым массивом будет новый парк культуры и отдыха. Этот парк предполагается разбить на излучине реки Псковы, у Гремячей башни. Уже в этом году должны развернуться подготовительные работы по созданию этого грандиозного Парка Победы. Будут восстановлены Летний сад, Сад трудящихся Ботанический сад с зоологическим отделом, Сад у Покровской башни, Сад железнодорожников, скверы имени Псковских партизан, Кутузовский и другие.

Предусматривается перевести существующую электростанцию в другой район города, а на месте ТЭЦ выстроить главный речной вокзал. Предстоит осуществить большую работу по реставрации храмов, палат и крепостных стен. По осуществлении этого плана наш красавец Псков будет культурным современным областным центром, не теряя обаяния исторического прошлого.

Подготовил А. ЕФИМОВ


ДОМ РЫБАКА В ПСКОВЕ

В любые времена перед приезжающим в другой город первоочередной оставалась проблема ночлега. В дореволюционное время «чистая публика» останавливалась в гостиницах, а для «простолюдинов» существовали постоялые дворы. В первые послеоктябрьские годы зародилась такая форма бытового и культурного обслуживания приезжавших в город деревенских жителей, как Дома крестьянина. 7 октября 1920 года такой Дом был открыт и в Пскове, но из-за трудностей материального характера он просуществовал недолго — немногим более года. Но от самой идеи Дома крестьянина в Пскове не отказались, к ней вновь вернулись после окончания гражданской войны, кода в условиях относительной нэповской свободы и развития товарно-денежных отношений сельские жители все теснее связывались с рынком, все чаще везли в Псков излишки продукции, задерживаясь в городе по несколько дней. Поэтому 29 августа 1925 года в торжественной обстановке вновь открылся Псковский Дом крестьянина, где приезжие могли переночевать, разместить лошадей и грузы, пообедать, получить консультации по различным вопросам, почитать газеты и книги и др.

Почти одновременно с открытием Дома крестьянина появилась идея организации еще одного специализированного Дома, но уже для другой категории населения — рыбаков. Предстояло не только найти для этого средства, но и оборудовать Дом рыбака так, чтобы он соответствовал специфике рыбацкого промысла: рыбакам необходимо было получить не просто ночлег, но и разместить лодки и баркасы, обеспечить хранение рыбы, максимально приблизить Дом к воде, куда можно было причаливать и т.п. Наиболее удобным местом для оборудования Дома рыбака были признаны «Рыбники», расположенные прямо у берега реки Псковы, у крутого Кремлевского холма.

В 1925 году газета «Псковский набат» сообщила, что «20 августа рыбацкая секция подписала с ГОМХ договор на аренду дома для рыбаков. В начале сентября он будет открыт».

Дело, однако, оказалось более сложным, чем представлялось вначале, и оборудование Дома рыбака затянулось на несколько месяцев. «На оборудование Дома рыбака областной рыбсекцией отпущены средства. К Октябрьской годовщине Дом рыбака будет открыт», — сообщала газета 27 сентября 1925 года, а еще через полмесяца, 14 октября, она писала: «Оборудование Дома рыбака приближается к концу. Из спорного помещения выселены все квартиранты. Начался сплошной ремонт здания». Но завершить ремонт к очередной годовщине Октября не успели, поэтому сроки открытия Дома отодвинулись на конец года. Наконец, 13 декабря 1925 года он открылся. Газета «Псковский набат» по этому поводу опубликовала обстоятельную заметку «Праздник рыбаков»:

«Псковский рыбак, во время приезда в Псков останавливавшийся в частных чайных или пивнушках, 13 декабря получил свой рыбацкий дом. Заново отремонтированная чайная, столовая, хорошо меблированные комнаты, библиотечка, красный уголок и т.п.

Приехав с озера, рыбак найдет в своем доме все удобства: приют, стол, отдых. В этом же доме помещается рыбацкая секция, куда кооперированный рыбак предпочтет сдавать свою рыбу. Имеется уголок безбожника. Никола Чудотворец, якобы разбросавший весной на озере рыбацкие ладьи, перестал уже быть страшилищем… Дом рыбака еще больше укрепит растущий кооперативный рыбацкий союз. В ближайшем будущем будем добиваться иметь такие культурные дома и на рыбацких промыслах.

На праздник открытия прибыло много представителей низовой рыбацкой кооперации, представителей губисполкома. Праздник закончился обедом для всех прибывших гостей».

Почти через год, в октябре 1926 года газета вновь писала о Доме рыбака, подводя некоторые итоги его существования:

«Около года открыт в рыбных рядах этот дом, но уже завоевал среди приезжих рыбаков симпатию, авторитет его растет. Приехавший с озера рыбак не идет теперь в чайнуху или пивную. Он находит прием и уют в своем доме. За стаканом чая он слушает чтение газеты, беседу. Ежемесячно выходит своя стенгазета «рыбацкая», участвуют в ней не только псковские рыбаки, но и присылают материалы с мест, с побережья озера. Ночлег рассчитан на 55 человек. В осеннее и зимнее время Дом рыбака всегда переполнен. Ежевечерне в имеющемся красном уголке проводятся различные занятия. Недавно дом капитально отремонтирован. Теперь в ночлежных комнатах, рассчитанных на 2-3 человека, абсолютная чистота и убранство. Через пару недель будет закончено оборудование постоялого двора для лошадей. Время от времени Дом рыбака расширяется и укрепляет свой авторитет среди рыбаков».

А. ФИЛИМОНОВ, кандидат исторических наук, доцент Псковского пединститута им. С.М. Кирова


ПОЧЕТНЫЙ ЧЛЕН ПАО
(ПРОФЕССОР С.Ф.ПЛАТОНОВ И ПСКОВСКИЙ КРАЙ)

Публикация в «Псковских хрониках» № 6 (25) записки студента Александра Керенского (будущего главы Временного Правительства) об «ученой экспедиции исторического факультета под руководством профессора Платонова» свидетельствует об интересе известного историка к древнему Пскову.

Весной 1882 г. Сергей Федорович Платонов окончил столичный университет. Через год его дипломную работу о Московских земских соборах напечатали в журнале и отдельной книгой. Трижды издавалась его магистерская диссертация «Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник», защищенная 11 сентября 1888 г. Через 11 лет вышел фундаментальный труд Платонова «Очерки по истории смуты в Московском государстве ХVI-ХVII вв.» и состоялась защита его как докторской диссертации. До революции книга печаталась еще три раза. Статьи по истории той же эпохи появлялись в журналах. В этих работах рассказывалось и о событиях в Пскове, о псковском Лжедмитрии III…

После защиты магистерской диссертации Платонова избрали приват-доцентом университета, через два года — экстраординарным профессором, а после защиты докторской — ординарным профессором. Но читать лекции по русской истории он начал еще в 1883 г. на Высших женских курсах, затем и в других учебных заведениях столицы.

«Псковский городской листок» в № 88 за 1897 г. сообщил, что с 9 до 12 ноября 14 воспитанниц Высших педагогических курсов из Петербурга под руководством профессора Платонова на экскурсии познакомились с древностями Пскова, а в первый день смотрели спектакль в драматическом обществе.

Тогда же Сергей Федорович обещал известному псковскому краеведу Ивану Ивановичу Василёву содействие в подготовке к изданию «Археологического указателя г. Пскова и его окрестностей». Об этом свидетельствуют письма Василёва Платонову, хранящиеся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (см. публикацию С. В. Архиповой в журнале «Псков» № 3 за 1995 г. об их переписке). Первое письмо Василёв отправил 28 ноября 1897 г., через полмесяца после той экскурсии. А 22 декабря Псковское археологическое общество (ПАО) избрало Платонова своим почетным членом. На следующем заседании, 22 января 1898 г., секретарь общества Ф. А. Ушаков огласил письмо Платонова с выражением глубочайшей благодарности за избрание и пожеланием обществу «преуспевать в его деле изучения и охранения памятников Пскова, доброго страдальца за землю Русскую».

Одновременно Платонов подарил обществу свои издания и статьи.

В дальнейших письмах, выявленных С. В. Архиповой (а их оказалось 37), Василёв сообщал Платонову о работе ПАО, научной и культурной жизни Пскова. Судя по их переписке, в мае 1898 г. по просьбе Платонова Василёв провел экскурсию по Пскову для группы студентов Петербургского университета. В начале февраля 1899 г. Василёв обсуждал с приехавшим в Псков Платоновым проблемы издания своей брошюры «Следы пребывания А. С. Пушкина в Псковской губернии» и альбома «Виды Святых Гор и его окрестностей». Позднее переписку с Платоновым вел Николай Фомич Окулич-Казарин. В недавно изданной книге «Псковский краевед Н.Ф. Окулич-Казарин» приведены отрывки из его последнего письма Платонову от 22 мая 1919 года. Тогда же Платонов рекомендовал Окулича-Казарина в состав Псковского губернского архивного фонда.

12 декабря 1899 г. «Псковский городской листок» известил об ожидаемом приезде профессора Платонова со студентами для ознакомления их с монументальными памятниками псковской старины. Предполагалось, что Платонов прочтет лекцию в пользу ПАО на постройку часовни на месте обнаруженной раскопками церкви Рождества в Поле на Верхне-Петропавловской улице. Но они приехали днем раньше, когда газета уже печаталась, и через сутки уехали. В заметке Керенского говорилось об этой поездке.

Через много лет в мемуарной книге «Россия на историческом повороте» А. Ф. Керенский вспоминал: «Профессора С. Ф. Платонова отличала твердость убеждений и поведения. Всегда безукоризненно одетый, он не допускал в отношениях со студентами и капли фамильярности,… всегда излагал суть дела четко и ясно. Он был очень популярен среди студентов, …не раз возил нас на экскурсии — сначала в Псков, потом в Новгород, где знакомил с устройством некогда процветавшей там древнерусской демократии».

Секретарь ПАО Федор Алексеевич Ушаков, служивший ротным командиром в Псковском кадетском корпусе, позаботился не только о проведении этой экскурсии студентов университета, но и о размещении их в спальных помещениях корпуса. В тот приезд лекция Платонова не состоялась. Он прочел ее в зале дворянского собрания в воскресенье 19 марта 1900 г. «Псковский городской листок» сначала поместил план предстоящей лекции «Псков при Иоанне Грозном и в Смутное время», а затем и отчет о ней. Более того, Ф.А. Ушаков законспектировал лекцию Платонова, а хранитель музея ПАО Александр Заборовский в своей типографии «Труд и знание» отпечатал её изложение отдельной брошюрой под названием «Причины Смутного времени Московского государства в XVI и XVII в.в. и отражение его на Пскове». Во вступлении Ушаков, «очень извиняясь перед профессором С.Ф. Платоновым, что местами не совсем точно восстановил его блестящую лекцию, которая привела в полный восторг многочисленную аудиторию слушателей мастерским изложением предмета», выразил ему глубокую благодарность за разрешение печатать эту лекцию.

Общество взаимопомощи учителей народных школ губернии уговорило Платонова прочесть 15 апреля еще одну благотворительную лекцию об Иване Грозном.

4 октября 1907 г. Псковское общество народных университетов устроило в Пушкинском доме лекцию Платонова «Земские соборы древней Руси». Рекламируя ее, «Псковский голос» отметил, что Платонов не раз привозил в Псков учеников и читал лекции. Затем газета сообщила об успехе лекции, на которой присутствовали 430 слушателей и получен чистый доход около 70 руб.

16 октября 1910 г. «Псковская жизнь» рассказала о создававшемся в столичном университете Обществе для изучения истории, права и искусства древнего Пскова, одним из руководителей которого будет профессор Платонов.

В свои почетные члены избрало его и Псковское общество краеведения, действовавшее в 20-е годы. Тогда Платонов возглавлял Археографическую комиссию, Пушкинский дом Института русской литературы, библиотеку Академии наук… Его избрали в академики и члены президиума Академии наук. Появились новые монографии Платонова о Борисе Годунове, Иване Грозном, Петре I, Смутном времени, истории русского Севера… Среди этих трудов особо отметим исторический очерк «Далекое прошлое Пушкинского уголка» (1927 г.) — первое глубокое научное исследование о пушкинских местах Псковского края. Платонов был и редактором очерка П.М. Устимовича «Михайловское, Тригорское и могила Пушкина», выпущенного издательством Академии наук СССР в том же 1927 году. Тогда же Платонов подготовил для чтения в Ленинграде и в Псковском доме работников просвещения лекцию «Пушкин и его изучение за последние годы». (Газета «Псковский набат» 16.12.1927).

Однако в ноябре 1929 г. было сфабриковано «дело историков», и Платонова объявили главой контрреволюционного заговора. Его лишили звания академика и после полутора лет тюремного заключения сослали в Самару, где он и умер в январе 1933 г.

Хотя в 1967 г. Верховный суд СССР реабилитировал Платонова, только в 90-е годы его труды начали переиздаваться. Чаще всего печатается Полный курс лекций по русской истории, который и до революции выдержал десять изданий. Общую оценку роли и своеобразия нашего города Платонов дал в отдельной небольшой главе своих лекций:

«Псков, один из пригородов Новгорода, расположенный на конце новгородских владений, на границе Руси и Литвы, по соседству с немцами, играл роль передового русского поста на западе и добросовестно исполнял свою задачу — задержать немцев в их движении на русские земли. Псков по своему внутреннему устройству подходил к Новгороду: то же вече как господствующий орган правления, та же посадская власть (два посадника), подобные новгородским сословные деления. Только Псков был централизованное и демократичнее. А это вместе с местными особенностями жизни дало другое содержание истории Пскова. Псков, как город с малой территорией, достиг централизации в управлении, которой не мог достигнуть Новгород. Пригороды Пскова были или административные, или военные посты, которые выставлял Псков на литовской и ливонской границе, но эти пригороды не имели самостоятельности. Псков настолько владел ими, что переносил их с места на место и налагал на них наказания. Благодаря малой территории боярские владения не достигли в Псковской земле таких размеров, как в Новгороде, вследствие чего не было большой разницы состояний; низшие классы не находились в такой зависимости от высших, и боярский класс не был таким замкнутым, как в Новгороде. С другой стороны, бояре не держали в своих руках политическую судьбу Пскова, как это было в Новгороде. Вече, которое в Пскове было мирным, избирало обыкновенно двух посадников (в Новгороде же вече избирало только одного посадника), часто их сменяло и успешнее контролировало. Все общество в Пскове имело более демократический склад с преобладанием средних классов над высшими. Того внутреннего разлада, какой губил Новгород, в Пскове не было. Самостоятельность Пскова папа не от внутренних болезней, а от внешних причин — от усиления Москвы, которым выражалось стремление великорусского племени к государственному объединению».

Конечно, при чтении псковских летописей не создается впечатление о совсем тихом, полном социального согласия, мирном характере внутренней жизни древнего Пскова. Но Платонов сравнивал Псков с беспокойным, буйным Великим Новгородом.

Н.ЛЕВИН, краевед


ПРОГУЛКИ Г-НА ЕВЛЕНТЬЕВА: СТАРЫМ ПЕЧЕРСКИМ ТРАКТОМ

Был полдень, когда, проехавши сплошной дикий бор, очутился в долине, по которой протекает речка Abgel* (*в просторечье Бдеха), изливающаяся в Псковское озеро. Очаровательное место эта долина! Кругом горы, высокие и живописные, местами покрытые лесом; через речку перекинут мостик, у которого печально, одиноко стоит необитаемая мельница какого-то латыша. В долине царила тишина невообразимая: не слышно было там ни пенья птиц, ни полета насекомого, -даже лист на дереве не колыхнулся в это время! Вся окружающая природа казалась как бы заснувшею крепко-накрепко в своей божественной красе! Когда же я поднялся на противоположную гору, на меня пахнуло холодным воздухом: почувствовалась близость Псковского озера, которого, однако же, за окружающими высотами еще не было видно. Здесь я сбился с дороги. Кстати, о дороге. Из Печор обратный путь я держал старым трактом, по которому идет крестный ход в губернский город и которым ныне мало кто едет. Означенный тракт, хотя и короче нового шоссейного тракта (на Изборск), но зато он труднее для езды по своим пескам. От Печор на пространстве более двадцати верст вплоть до деревни Борок не встретишь по дороге никакого жилья: все деревеньки, которые только есть на этом пути, прячутся в лесу в стороне от дороги, так что их почти вовсе не видать. Кругом все дико и молчаливо, как в пустыне, а впереди змеей извивается песчаная дорога. Разноцветный песок местом до того затягивает дорогу, что под ним совершенно исчезает след проезжей колеи и непривычному путнику там легко сбиться с дороги. Затем я снова спустился в долину и поднялся на гору у деревеньки Кокуй. Влево от меня, по ту сторону речки Абдега, виднелась вдали на возвышенности деревня Лезги, а впереди на далеком горизонте тонкой синей линией неожиданно глянуло на меня со своим выходящим из вод Верхним Островом Псковское озеро. Я остановил коня и долго глядел назад, любуясь на долину. Славный пейзаж! Потом опять новый спуск в долину, по которой протекает речка Коломинка, и опять подъем в гору, которая была уже последняя на моем пути. На этой последней горе стоит деревенька Борок. В ней я дал роздых моему усталому коню. За Борком пошли уже другие картины, и характер местности был уже не тот, там глянуло на меня во всей своей неувядаемой красе Псковское озеро с его населенными островами и грузовыми судами.

Здесь же лес и горы исчезли, и начались одни необъятные пахотные поля. В погосте Печки я услышал интересные рассказы про царя Ивана Грозного — как мостили ему дорогу крестьянскими домами и как разогнал он братию одной местной обители, с того времени уже более несуществующей. Затем я проехал Корлы, Логозовичи и Комно с их старинными церквами и выбрался на Псковско-Рижское шоссе в семи верстах от губернского города. В Логозовицкой церкви меня много заинтересовали своей тонкой, изящной работой старинные царские двери, и я невольно задался вопросом: откуда забрело это редкое сокровище в ту бедную церковку. К сожалению, объяснить было некому. Означенные царские врата — эту жемчужину искусства, -мне кажется, следовало бы взять в Печерский монастырь, к которому приписана эта церковь. Церковь эта деревянная и потому легко может сгореть, а с нею сгорят и дивные царские ворота. Там бок о бок с церковью стоят уцелевшие ещё тоже деревянные и убогие на вид братские келий некогда бывшего монастыря.

Под Логозовичами на краю дороги я усмотрел целую группу курганов. Надобно полагать, что это все те же древние могильные насыпи, которыми изобилует Псковская территория.

К. ЕВЛЕНТЬЕВ

«Псковский городской вестник» №39 от 4 октября 1875 года


СТРОИМ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ

В период экономического подъема 90-х годов 19 века в России на железнодорожном транспорте развернулся процесс централизации капиталов путем слияния и укрупнения железнодорожных обществ.

Последней железнодорожной монополией, возникшей в 90-х годах, было общество Москово-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Его образование относится к 1895-1897 годам, когда возник вопрос об укрупнении общества Рыбинско-Бологовской железной дороги, представленной крупными ее акционерами Ротштейном и Утиным. Ими был разработан проект создания общества Северо-Западных железных дорог путем слияния Рыбинско-Бологовской железной дороги с линиями Балтийской и Псково-Рижской железных дорог и постройки новой линии до станции Бологое. Этот проект сначала отклонили, так как в военных кругах считали целесообразным строительство дороги Псков -Бологое осуществить за счет казны.

В поддержку планов Утина выступили князь А.М. Дондуков-Корсаков и граф С.А. Строганов, заинтересованные в постройке железнодорожных веток к их имениям в Порховском уезде Псковской губернии. Правительство утвердило устав нового укрупненного акционерного общества Москово-Виндаво-Рыбинской железной дороги, и к началу 20 века железнодорожная сеть этого общества возросла в 8 раз.

Именно благодаря активной деятельности общества на территории Псковской губернии возникли такие важные железнодорожные узлы, как Дно, Великие Луки, Новосокольники. Большинство железнодорожных линий, построенных на территории Псковской области, принадлежало Москово-Виндаво-Рыбинской железной дороге.

4 июня 1894 года началось строительство железной дороги Псков — Бологое длиной 335 верст. Развернулись большие споры по поводу направления дороги. Псковское губернское земство горячо обсуждало этот вопрос. Для рассмотрения предлагалось несколько вариантов. Выбор пал на проект, включающий в себя строительство ветки южного направления (Старая Русса — Порхов -Псков). Решающим за выбор именно этого проекта стало следующее: на этом участке находились две известные ярмарки, которые пользовались хорошей репутацией не только в близлежащих местностях, но и более дальних районах России. Это Сорокинская ярмарка в селе Сорокине Порховского уезда и Ашевская ярмарка Новоржевского уезда. Кроме этого. Псковская губерния в конце 19 века и начале 20 века пользовалась привозным хлебом, и именно на южном направлении цена на зерно была дешевле, а дорога короче.

В выписке из постановления Псковского губернского земства от 8 декабря 1894 года говорилось: «Преимущество первой линии пред второю, для пользы губернии, по плану очевидное и направление чем южнее, тем представляется более полезным; с другой стороны, северная линия наоборот, обходя населенные места и минуя г. Порхов, представляет много потери для последнего, тогда как в посаде Сельцы и теперь существует водяной путь по реке Шелони.

Собрание после обмена высказанных мнений, постановило: вопрос о линии дороги от Бологое на Псков решить выбором намеченной южной линии от Пскова на Порхов и Старую Руссу».

С подлинным верно:
Председатель Псковской губернской земской управы В Горбунов.

Правление общества Рыбинско-Бологовской железной дороги пишет псковскому губернатору (4 июля 1894 г), что государь император соизволил разрешение произвести изыскание для железнодорожной линии от ст. Бологое по направлению на Валуй, Старую Руссу и Порхов до Пскова Руководство и распоряжение всеми действиями по производству вышеупомянутых изысканий Правление возложило на инженера путей сообщения действительного статского советника Петра Эрнестовича Гетте, для участия в исполнительных работах по сим изысканиям в пределах Псковской губернии приглашены инженеры Владимир Николаевич Линин, Эрнест Патрикеевич Рурк, Сергей Иванович Пугачев.

Далее следует просьба к губернатору оказывать содействие инженерам в их работе.

При постройке дороги поставка материалов, строительные работы — все это целиком отдавалось в руки поставщиков и подрядчиков. Для того, чтобы получить подряд или поставку, прибегали к протекции, интригам, взяткам. Забота поставщиков и подрядчиков сводилась сначала к тому, чтобы получить подряд, а затем, чтобы больше на нем нажиться. В конечном итоге страдали рабочие, подвергавшиеся жестокой эксплуатации. На постройке этой дороги работали и солдаты железнодорожных войск. Но основную работу выполняли крестьяне-отходники, население тех деревень и сел, по территории которых проходила линия строящейся железной дороги. В строительном деле русская техническая мысль шла вровень с европейской и американской, а иногда и опережала ее в творчестве таких инженеров, как строитель мостов Журавский.

И во всех других областях железнодорожной техники русские инженеры и конструкторы не только учились у других, но и сами учили.

На железной дороге Бологое — Псков было построено 16 станций (Березки, Карамышево, Подсевы, Порхов, Дно, Морино, Волот и другие). Строительство осуществлялось комплексно. Строилась не только сама колея дороги, но одновременно все необходимые для ее эксплуатации хозяйственные службы: путевое хозяйство со станциями и разъездами, службы связи, водоснабжение с водокачками и водонапорными башнями, службы тяги с паровозными и вагонными депо, жилые дома для рабочих с садами и парками. Были возведены по типовому проекту одноэтажные деревянные вокзалы.

Станцию Дно начали строить в 1894 году и открыли для движения в 1897 году. На станции, кроме необходимых станционных сооружений, было устроено круглое паровозное депо. Здесь можно было производить капитальный ремонт паровозов.

Рядом с вокзалом вдоль путей протянулась единственная улица пристанционного поселка, названная Невским проспектом. Для обеспечения водой была пробурена артезианская скважина. На запад и на восток от станции протянулось полотно железной дороги, загудели телеграфные провода. Через каждые шесть километров — разъезд, на каждом километре — узкий переезд для крестьянских подвод.

В Дно из Рыбинска, Бологого, Москвы и Петербурга приехали паровозные механики, мастеровые, путейцы. В депо прибыли паровозы серии ОД с воронкой вместо трубы. На запасных путях встали вагоны с надписью, позже ставшей крылатой: «Восемь лошадей или сорок человек».

Станция Карамышево возникла примерно в 1896 году. Построена она была на землях помещиков Карамышевых, немало послуживших России. Род их имел достаточную известность в российских кругах. Именно от фамилии владельцев этих земель и произошло название станции. Эта станция стала играть немаловажную роль в отправлении, получении грузов, в совершении торговых операций.

В прошлом веке на берегу реки Псковы располагалось имение, носившее название «Березки», очевидно, по протекающему поблизости ручью Березка. Оно принадлежало барону Мадему. В 1897 году на железнодорожной ветке Дно — Псков был введен в действие полустанок Березка.

При подходе железной дороги Бологое — Псков к станции Псков встал вопрос, как вести линию, чтобы учесть интересы города, не перерезать подъездные пути к Варшавской железной дороге. На заседании Псковской городской думы 22 апреля 1897 года этот вопрос обсуждался. Строители Бологовской дороги предложили следующий вариант: пересечь линию Варшавской дороги с северной стороны вокзала у села Березки, затем вести Бологовскую линию параллельно Варшавской дороге, перейти шоссе, ведущее из города Пскова к Крестам, и по пересечении этого шоссе перейти на подъездное шоссе к вокзалу, пройдя которое, подойти к продовольственному складу и затем мимо склада и станционного сада пройти на станцию Псков 2 с устройством 2-х платформ: первой — для войска, 2-й — для пассажиров. Уполномоченные города заявили, что они вполне удовлетворены такой комбинацией.

В ноябре от департамента железных дорог поступила телеграмма: «Господину Псковскому губернатору. Имею честь сообщить вашему Превосходительству, что 11 ноября 1897 года открыто правильное пассажирское и товарное движение по отстроенному Бологое-Псковскому участку Москово-Виндаво-Рыбинской дороги: от станции Псков Псково-Рижской железной дороги до ст. Бологое Николаевской железной дороги на протяжении 334,58 верст. Министр путей сообщения».

Псков оказался на пересечении дорог Варшавской, Псков — Рига и Бологое — Псков и превратился в крупный железнодорожный узел.

Архивные документы донесли до нас имена начальников станций, работавших там в эти годы. Начальник станции Псков 1 Эдмунд Адольфович Килман, помощники его: Игнатий Иванович Барановский, Александр Андреевич Сушков. Начальник станции Псков 2 Рижской и Балтийской железных дорог, инженер путей сообщения Алексей Павлович Фон Глазенап.

1 июля 1898 года общество Москово-Виндаво-Рыбинской железной дороги обязалось построить железную дорогу Петербург — Витебск через Дно, Новосокольники. В 1901 году движение было открыто до ст. Новосокольники, с 1904 года началось движение от ст. Новосокольники до ст. Витебск.

В 1901 году это же общество строит линию Москва — Великие Луки — Крейцбург — Рига, осенью 1906 года, после постройки линии Бологое — Великие Луки — Волновысск — Полесской железной дороги, станция Великие Луки стала узловой для Москово-Виндаво-Рыбинской и Николаевской железных дорог.

Одновременно с Великими Луками развивалась станция Новосокольники, расположенная на пересечении линий Петербург — Витебск и Москва — Виндава. Здесь было построено паровозное депо с мастерскими для малого ремонта, 20 жилых домов, здания для отдыха кондукторских бригад. Новосокольники, как и Великие Луки, имели важное коммерческое значение.

Таким образом, Псковские станции играли важную роль в развитии экономики Северо-Запада и центральной части России. Все сооружения общества Москово-Виндаво-Рыбинской железной дороги проектировались в соответствии с последними техническими достижениями. Многие здания, выстроенные вначале из дерева, затем перестраивались из камня.

Последней линией, построенной обществом Москово-Виндаво-Рыбинской железной дороги на территории Псковской губернии, была рокадная железная дорога Гдов — Псков — Полоцк. Она строилась с 1915 года по заказу правительства для нужд Северного фронта. На строительство ежедневно выделялось большое количество солдат. Эта дорога была разрушена в годы Великой Отечественной войны и не восстанавливалась больше из-за своей нерентабельности.

Таким образом, большинство железнодорожных линий, построенных на территории Псковской губернии, принадлежали акционерному обществу Москово-Виндаво-Рыбинской железной дороги, а всего на Псковскую губернию приходилось 22 тыс. верст из 60 тыс. верст этой дороги. Эти линии играли важную роль в перевозке хлебных грузов, льна и льнопродукции, лесных и нефтяных грузов, а также имели важнейшее стратегическое значение. Условия труда и жизни машинистов, кондукторов, более квалифицированной части железнодорожных рабочих существенно отличалась. Как правило, это были грамотные, профессионально подготовленные кадры, труд их оплачивался довольно высоко: зарплата машиниста в год достигала 1200 руб., стрелочников — 50-90 рублей.

Железные дороги, построенные в Псковской губернии в 19 и начале 20 века, заложили основу современной железнодорожной сети и связали отдаленные уголки Псковской губернии с центральными районами и столицами надежным средством сообщения.

Р. Н. КОРОЛЬКОВА

© Стерх, 2001.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *