Псковский хронограф № 3 2001

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

Обязательное постановление Управления Псковской губмилиции

Настоящим предписывается закрыть в городе Пскове все гостиницы, меблированные комнаты, публичные дома, рестораны и трактиры. Всем содержателям гостиниц и меблированных комнат явиться в Главное Управление советской милиции в 12 час. дня 6 декабря. Не исполнившие настоящего обязательного Постановления будут караться по всем строгостям закона Революционного времени.

Зав. Управлением Псковской губмилиции Черневский.

Начальник городской милиции Чернышев.

Обязательное постановление Управления Псковской губмилиции

Настоящим предписывается всем домовладельцам и управляющим домами в 3-х дневный срок со дня опубликования настоящего Постановления учредить с 10 час. вечера до 8 час. утра ночную охрану своих кварталов с расчетом на каждые 10 домов один сторож. Всем таковым сторожам явиться в участок милиции для регистрации и получения удостоверений. Неисполнившие настоящее Постановление будут привлечены к строжайшей ответственности.

Зав. Управлением Псковской губмилиции Черневский.

Начальник Псковской гор. милиции Чернышев.

(«Псковский набат». 1918. 6 декабря).

Объявление

Все лица, у коих после ухода немцев или белогвардейцев осталась их мебель и др. вещи, должны заявить об этом в течение 2-х дней со дня объявления в жилищный подотдел или учетную секцию. Лица, не доставившие сведения, будут привлекаться к ответственности.

Член Коллегии И. Немиров.

Зав. Учетной секцией С. Поляков.

За делопроизводителя Н.Знаменский.

(«Псковский набат». 1918. 26 декабря).

Подготовил А. ФИЛИМОНОВ.


ПСКОВ БЕЗ КАРЛА МАРКСА

Решение исполнительного Комитета Псковского городского Совета Депутатов трудящихся от 21 декабря 1944 года N 136 «О переименовании улиц, площадей и переулков города Пскова»

…I. Учитывая историческую для города Пскова роль советских общественных деятелей, отличившихся в Отечественной войне партизан, военачальников древнего Пскова, а также пожелание трудящихся города об оставлении существовавших до 1917 года названий улиц, переименовать нижеследующие улицы, площади и переулки г. Пскова:

СОВРЕМЕННОЕ НАЗВАНИЕ / НОВОЕ НАЗВАНИЕ

  • Октябрьская улица / Октябрьский проспект
  • Советская улица / проспект им. Кирова
  • Советская площадь / площадь Побед
  • Соборный двор / Вечевая площадь
  • Улица Карла Маркса / Новгородская улица
  • Улица Единства / Довмонтова улица
  • Плехановская Горка / Петровская Горка
  • Плехановский Посад / Петровский посад
  • Крестьянская улица / 1. Старо-Новгородская улица; 2. улица Богданова
  • Западная улица / Застенная улица
  • Улица Володарского / Великорецкая улица
  • Милицейский Остров / Городский Островок
  • Свечной переулок / Мешковский переулок
  • Баторьевская улица / улица Шуйского
  • Улица Карла Либкнехта / улица Покровской башни
  • Улица Урицкого / Выползова слобода
  • Улица Свердлова / 1. улица Гущина; 2. Стенная улица
  • Американская набережная / Рыбацкая набережная
  • Улица Розы Люксембург / Изборская улица

2. Просить исполнительный комитет Псковского областного Совета депутатов трудящихся об утверждении настоящего решения. Городской Совет полагал, что в связи с победами русского оружия над немецкими захватчиками предоставляется удобный случай вернуть улицам города их прежние названия, отражающие его богатую событиями историю.

Смелый по тем временам шаг. Но просьба городского Совета осталась без внимания. До сих пор.

Подготовила Н. КОЛОМЫЦЕВА, Сотрудник Псковского государственного архива (ГАПО).


ЛЕНИН — НЕ ТЕМА ДЛЯ ЛУБКА

Выписка из протокола заседания секретариата Псковского губкома РКП/б/ от 21 февраля 1924 года

Слушали: О профанации имени Ленина.

Постановили:

1. Ввиду того, что в последнее время после смерти тов. Ленина появляются всякие лубочные портреты тов. Ленина и что с портретами выпускаются разные товары, что вызывает недовольство среди рабочих масс, — просить ЦК РКП/б/ дать соответствующим учреждениям указание о запрещении выпуска всяких лубочных картин и разных товаров с портретами Ленина.

2. Ввиду большого стремления наименовать разные учреждения, даже не представляющие ничего примерного, именем тов. Ленина — предложить фракции губисполкома издать распоряжение, что все такие наименования учреждений, предприятий и заведений именем тов. Ленина могут быть произведены только постановлением губисполкома.

Выписка из протокола заседания секретариата Псковского губкома РКП/б/ от 19 января 1925 года.

Слушали: Об учреждениях, предприятиях и организациях, носящих имя тов. Ленина. Докл. т. Струппе.

Постановили: Имея в виду, что многие учреждения, которые носят имя тов. Ленина, из себя ничего образцового не представляют, — поручить фракции губисполкома посредством особой комиссии пересмотреть все учреждения, предприятия и организации, носящие имя тов. Ленина, на предмет оставления имени тов. Ленина лишь тем, которые своей работой действительно это заслуживают.

Подготовил А.ФИЛИМОНОВ.

По материалам Государственного архива новейшей истории Псковской области.


ВЕСЬМА БЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО ЛЕЧИТЬ ДАРОМ

Постановление Островского уездного земского собрания от 20 сентября 1873 года

«…При обсуждении вопросов о народном здравии г. Председатель собрания выразил ту мысль, что весьма бы желательно было вместо того, чтобы слагать постоянно недоимки за лечение, накопляющиеся на неимущих, прямо постановить, что лица неимущие могут лечиться в больнице даром, ибо невозможность платить останавливает многих бедняков идти в больницу, даже в случаях серьезной болезни.

Г. Председатель Управы заявил на это, что, как ни желательно было бы немедленно осуществить предложение В.А.Изъединова, но вопрос этот во всяком случае требует предварительной подробной разработки, так как представляются довольно важные практические затруднения для определения, кого считать неимущим, да и расход потребуется весьма значительный, а потому удобнее отложить пока этот вопрос до более благоприятного времени. Дальнейших рассуждений об этом не последовало».

(«Сборник постановлений Островского уездного земского собрания» из библиотечного фонда ГАПО)

Предоставила сотрудник Государственного архива Псковской области Е. ФЕДОРОВА.


РЕПРЕССИВНЫЕ МЕРЫ ЗА НЕВЫПЛАТУ МИНИМУМА

СЕКРЕТНО ВСЕМ ЗАВ. УФИНОТДЕЛАМИ

Уважаемые товарищи!

Вопрос об обеспечении определенным минимумом зарплаты наиболее нужных групп работников стал во главу угла нашего внимания. Мы не изжили случаев выплаты зарплат в меньшем размере, нежели то установлено Совнаркомом. В частности, можно указать, как на примере: в Великолуцком уезде медврачи получают от 42 руб. 50 коп. в месяц вместо установленных 65 руб., учителя 1-й ступени получают от З1 руб. вместо 32 руб. и целый ряд других отступлений. По Псковскому уезду учителя школ Красной молодежи получают 32 руб. вместо установленных 45 руб. В Новоржевском уезде выплачивается волполитпросветорганизаторам от 25 руб. до 32 руб. вместо твердоустановленных 32 руб., волфинработникам — от 30 руб. до 32 руб., вместо 32 руб. и т.д.

Ввиду изложенного, считаю своим долгом в последний раз обратиться к Вам с просьбой принять немедленные меры к устранению указанных ненормальностей. В случае же обнаружения и в дальнейшем несоблюдения постановления Совнаркома о выплате минимума, я вынужден буду поставить вопрос о привлечении к судебной ответственности лиц, виновных в неисполнении постановлений Центральных советских органов.

Смею надеяться, что настоящее напоминание с моей стороны явится последним, и я буду освобожден от необходимости принять репрессивные меры.

С товарищеским приветом. (Из записки Псковского губернского отдела финансов).

Подготовила директор Государственного архива новейшей истории Псковской области О.САЛКИНА.


ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ ОТ ДОЙНОЙ КОРОВЫ

В ОДНОМ из выпусков «Псковского губернского вестника» 1913 г. автор статьи «Н.В.В.» «Дубровская молочная артель» рассказывает:

«В настоящее время у крестьян молочный скот содержится главным образом для получения навоза. Молочных же продуктов получается такое незначительное количество, что они не оплачивают и половины расходов, употребляемых на корм этому скоту. Между тем эта отрасль крестьянского хозяйства могла приносить значительный доход. Главным тормозом развития молочного хозяйства является незначительная удойность крестьянского скота и неумение обращаться с молоком, из которого, вследствие неряшливости, получаются продукты очень плохого качества.

Для того, чтобы поднять эту отрасль крестьянского хозяйства, последнее время стали устраивать курсы молочного хозяйства, где слушатели знакомятся с лучшими породами скота, правильным кормлением и машинным способом обработки молока, но т.к. приобретение сепаратора, маслобойки, посуды является для крестьянина не под силу, а по количеству молока и убыточным, то стали появляться молочные артели. Количество их в Псковской губернии очень и очень незначительно… Дубровская молочная артель открыта в селении Дубровы Новоржевского уезда 22 мая 1912г. Весь инвентарь, на сумму 160 рублей, приобретен в долг из Новоржевского сельскохозяйственного склада. В состав артели вошло только 11 человек (членов-учредителей). Количество коров у них 30 штук, так что, при довольно плохой удойности местных коров, количество молока не могло быть больше 4 пудов (1п= 15,3 кг). Но артель рассчитывала, что местное население поймет всю выгоду от машинной переработки молока и войдет в состав членов молочной артели. С первых же дней открытия среди местного населения(34дворас223 жителями) явились лица, желающие «попытать», но, в то же время явились и ярые противники нового дела. Начались насмешки над учредителями. Артель, не обращая внимания на эти разговоры, скромно продолжала свою деятельность. Благодаря Петровскому посту, когда даже у бедных находится избыток молока, желающих «попытать» явилось все больше и больше, а к концу поста количество приносимого молока увеличилось до 12 пудов от 32 лиц. Некоторые стали испытывать выход масла домашним способом и машинным. Оказалось, на заводе 1 фунт (1ф=409г) масла выходил из 22-24 фунтов молока; дома требовалось 30-40, да и масло получалось хуже и стоило на рынке — 25 коп. за фунт. Артель же платила 39 коп. (5 коп. с фунта высчитывали за работу, из них 3 коп. мастеру, а 2 коп. оставалось в пользу артели). Убедились крестьяне, что и творог из снятого молока (если его хорошо сквасить и поставить в нежаркую печь) получается почти одинаковый с домашним. Таким образом, постепенно неправильность суждений стала очевидной. Постоянных сдатчиков стало 35. Количество молока, ежедневно доходит до 21 пуда (28 ведер). В продолжении года вырабатывалось сливочное и парижское масло. На сельскохозяйственной выставке в г. Опочке в сентябре 1912 г. артель, за предоставленное масло, была удостоена малой серебряной медали». Из годового отчета артели: «Всего доставлено за год молока -1760 п 41/2 ф. Получено масла -75 п 31 ф. Из всего количества масла продано 43 п 12 ф, выдано обратно членам артели — 24п 19ф. Доставлено молока всего 48 лицами из 10 селений». Небольшой пример жизни крестьян дореволюционного времени, где те же проблемы села, что и ныне: недоверие к новшеству, людям, желающим изменить свою жизнь. Здесь мы видим и положительное — отношение чиновничества к желающим работать.

Подготовила директор Новоржевского музея М. ШУТОВА.


«В КОЛХОЗАХ — ОГНЕННЫЕ ЗМЕИ И ШАРЫ»

СРЕДИ способов сопротивления коллективизации особенно неприятными для властей, были «слухи и сплетни», т.к. с ними не было эффективных форм борьбы.

Слухи распространялись стихийно или даже организовывались т. н. «кулаками», «подкулачниками». Инициаторы слухов привлекали к их распространению нищих, одаривая их, и вообще всех недовольных политикой партии и правительства в деревне, тем более что таких было немало.

Слухи были самыми разнообразными: о предстоящей войне, о трудностях колхозной жизни, об уравниловке при распределении доходов, о насильственном труде в колхозах, о том. что колхозы — это второе крепостное право и т. д. и т. д. Вот лишь отдельные примеры. В деревне Лобаши Островского района некто Александр Петров заявлял: «Барщину власть затевает. Вот ты обулся в сапоги. А потом будешь в лаптях ходить. Сейчас ты хлеб ешь. А в колхозе будешь мякину жевать». (Вас. Бараусов. К зажиточной жизни. Л., 1933. С. 24).

Нередко в деревне из уха в ухо судачили «о сорокаметровом колхозном одеяле», причём оно в разных местах увеличивалось до более чем ста метров (там же, с.27).

Нередко слухи принимали форму кратких, броских лозунгов. «Колхозники-нахлебники Советской власти! Колхозы — хомут для государства!» Как видим, авторы в последнем случае рядились в тогу защитников государства. (Вас. Бараусов. Указ, соч., с. 74). Нередко слухи принимали зловещий характер: «В колхозах стариков и старух будут на колбасы резать и на мыло употреблять». «Земля не выдержит тракторов». «В колхозах поросят будут обменивать на ребят». «В колхозах огненные змеи и шары».

Вот ещё примеры. «Колхозники — мученики, которых заставляют работать (П. Сиротинин. Кулак отступает с боем. Факты и обобщения из личных наблюдений. М.-Л., 1931. С.31). «В колхозы дадут комиссара, который и будет управлять народом, как при крепостном праве». «Весной будет война. Советская власть будет свергнута и тогда будут расстреливать коммунистов и колхозников». «В колхозе всё равно будут прослойки, придется работать на лодырей-бедняков». (Псковский район). «В колхоз идёт всякая шушера, а порядочного трудовика там нет». (Новоржевский район). «Сначала раскулачат кулаков, а потом примутся и за середняков». (Псковский район). (А. И. Ермолаев. Коллективизация и классовая борьба в Ленинградской области (на 1931 год). М.-Л., 1931,с.47-48).

Распространённым способом нагнетания обстановки в деревне было разжигание «ревности», антагонизма, ненависти к городу. В Мостичевском сельсовете Великолукского округа, например, распространялись слухи: «в городе — сыты, а мужику хлеба нет; рабочим — электрификация, а крестьянам — голод; кожу всю пошили на портфели» и т. п.

Слухи распространялись там, где только можно: в поездах, на базарах, в чайных, на сходах и других собраниях. Иногда поводы к слухам появлялись в связи с некоторыми официальными мероприятиями, например, чистками советского аппарата: «Комиссия по чистке едет чистить у крестьян хлеб и одежду».

Распространённым одно время был лозунг «Мы за Советскую власть, но без коллективизации». «Колхозы без коммунистов». «За власть идём и день и ночь, а колхозное строительство не нужно». (Коллективизация сельского хозяйства в Северо-Западном районе (1927 — 1937 гг.)». Л., 1970. С. 97; А. И. Ермолаев. Указ. соч., с.46, 47). Следует подчеркнуть, что такой способ борьбы с колхозами встречал поддержку у многих крестьян. Протест против коллективизации иногда носил и открытый характер. Вот примеры.

В связи с колхозным строительством возникали подчас религиозные мотивы, правда, не в русле православия. Так, во время кампании по коллективизации, проводимой одной из рабочих бригад в Палкинском районе, на общем собрании граждан деревни Флягино 15 февраля 1930 г. выявилось негативное отношение крестьян к коллективизации. Один из них, Николаев Дмитрий, прямо заявил: «Так запугали нас, что не знаешь, что говорить… если вы нас хотите коллективизировать, то отдайте приказ, и мы пойдём, утирая слезы, в ваш коллектив. Подписи своей не дадим». Другой крестьянин «хвалил учение Льва Толстого… Заявил, что хотя и не ходил на евангельские собрания, но считает себя евангелистом. Жена его, Григория Алексеева, говорила, что если идти в колхоз, то в любви друг к другу, как брат с братом и сестра с сестрой. Идти в любви в колхоз, всей деревней, с имеющимися лишенцами (лишёнными избирательных прав — Е. И.)».

В ходе антиколхозной агитации противники колхозов иногда проявляли своеобразную изобретательность, используя даже околонаучные рассуждения. Например, на одном из, собраний по коллективизации в деревне Горная Яровня Порховского района некий Сергей Миронов заявил: «Был такой случай, вот, как и мы, в Англии когда-то решили социалисты жить сообща. Собрали они деньги и барахлишко какое было в кучу и организовали коммуну. Англичане — народ старательней нашего и грамотнее. А только не вышло. Помуторились они так с годик, прожились в пух и прах, с голодухи стали в океане топиться. С той поры так и называются они — социалисты-утописты». (М. Бузинов. Второй шаг. Л„ 1934. С. 5.).

Крестьянство не в силах было противодействовать мощной партийно-государственной системе, опиравшейся на сильный военный и карательный аппарат. Распространявшиеся при коллективизации слухи дают возможность понять, как трудно было крестьянам расставаться с привычным укладом жизни и что коллективизация проводилась во многом вопреки желаниям большей части деревни.

Е.ИВАНОВ, профессор.


ЖИЛ-БЫЛ В ИМЕНИИ СЕРЕНЬКИЙ ОСЛИК

МЕНЯЕТСЯ на земле все: климат, общественный строй, техника, а вместе с этим и жизнь людей. Не меняется только душа человека.

Дело было в 1912 г. 3 марта отправились два господина — Вель, автор «Дорожных впечатлений», опубликованных в газете «Псковская жизнь», и агроном Боженов из Порхова, как мы сейчас сказали бы, в командировку для создания сельского общества. И пришлось им заночевать на почтовой станции Нижние Дубровки, кстати, очень опрятной, без клопов и тараканов, что приятно удивило наших путников. Далее по тексту: «За чаем с белым хлебом агроном Б. стал уговаривать хозяина заняться кролиководством, убеждая его в выгодности и доходности разводить «культурных», скрещенных с зайцами, кроликов.

«А с кроликами не получится то же самое, что и с осликами нашей соседки, помещицы Тутолминой. Она тоже говорила, что ослики доходнее и выгоднее в хозяйстве, нежели скот. Выписала она их в свое имение, но получился один смех.

Оказалось, что ослики совершенно не пригодны для нашей работы. Мужички смеются, а барыня сердится, нарочно заставляет работать на осликах. Один работник, желая угодить барыни, возит на них дрова на кухню, а летом воду на пастбище, проще было бы коров гонять к водопою, а дрова возить на себе, так как и ослик не может больше нести. Получается только одна возня с упряжью осликов. Теперь мужички и смеются, что барыня завела «ослиное хозяйство».

Действительно, в то время многие помещики завели у себя осликов, но только для детской забавы. Скорее всего, этой хозяйкой была Ольга Николаевна Тутолмина, вышедшая замуж за поручика Сергея Ивановича Протопопова. Их имение, где они жили с двумя детьми до выселения в 1924 г., было по соседству в Нижних Дубровках.

В соседнем имении в д. Средние Дубровки на хуторе жертвой рекламы могла оказаться только вдова полковника Николая Федоровича Тутолмина Ольга Семеновна Каврайская. Она умерла в 1912 г. и похоронена, скорее всего, на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга рядом с мужем. Жили они в собственном доме в Выборгской части северной столицы. А их сын брат Ольги Николаевны Протопоповой, женился в 1916 г. и о хозяйстве еще не думал. Другой сын Иван после смерти дяди унаследовал имение в с. Подоклинье и проживал с семьей там.

Л. ВАСИЛЬЕВА.


ПОБЛАГОДАРИЛИ И… ОТСТРАНИЛИ ОТ ДОЛЖНОСТИ

РОКОТОВ Николай Николаевич с 1910 г утвержден земским собранием попечителем Ашевской школы Дворянин, образование получил в институте инженеров путей сообщения Императора Александра I, в Новоржевском уезде 420 десятин земли при имении Маютино.

На земской службе с 1869 г как мировой посредник 2-го участка, 1871-1876 гг. — предводитель Новоржевского дворянства, 1905-1917 — председатель уездной земской управы, почетный мировой судья, член уездного училищного совета, председатель общества вспомоществования нуждающимся учащимся женской прогимназии и городского училища, депутат I Государственной Думы от Псковской губернии, в 1916 г награжден орденом Станислава 2 степени.

В воспоминаниях А П Философовой записано «Н. Н. Рокотов помогал в строительстве Бежаницкой школы, ему я обязана полным успехом Воспитывался у моего мужа, он был его племянником, но муж любил его как сына».

Через «Вестник Псковского губернского земства» служащие приносили благодарность Рокотову за служение в течение 12 лет в особом адресе «Не было в уезде за указанный выше период буквально ни одного культурно-просветительного дела, общественного или частного начинания, куда вы не входили бы своей авторитетный помощью, не поддержали бы это дело духовно и материально.

Проявили необыкновенную энергию, твердость взглядов и последовательность в постройке целого ряда школ, задолго до Министерского содействия, в небывалом крупном ремонте дорог и постройки шоссе из Сущева в Новоржев, в организации сети кредитных товариществ, сельскохозяйственного склада, земской кассы мелкого кредита и сети потребительских обществ, в оборудовании зерноочистительных, прокатных и болотно-луговых пунктов, в организации агрономической помощи, животноводства и ветеринарии, в устройстве первого в губернии уездного телефона, в улучшении почтовых сношений, в устройстве первых яслей-приютов, основании пенсионной кассы и пр.

Держась широких демократических убеждений, предоставляя религиозную и политическую свободу каждому из своих служащих, вы всегда отличались общедоступностью и рыцарскою корректностью не только с высшими подчиненными, но и с низшими, давая им в работе свободу действий, не заглушая их инициативы, не оскорбляя в них прав человека и гражданина, а часто защищая их от необоснованных обвинений.

Радостно оглядываясь на прошлую совместную работу, позвольте выразить крепкую надежду, что будем работать с Вами на пользу нашего трудового народа» Но по решению земского съезда Н.Н.Рокотов отстранен от должности, он выезжает в Петроград Далее его следы теряются.

Подготовила директор Новоржевского музея Марина ШУТОВА.


ИМПИЧМЕНТ ИЗ-ЗА КОЧНА КАПУСТЫ

ПСКОВСКИЕ летописи под 1477 годом сообщают об очень серьезной распре между горожанами и псковским князем Ярославом Васильевичем и его людьми. Это событие приводит хоть и кратко, но с описанием повода, послужившего к дальнейшей брани, 2-я Псковская летопись, а наиболее полно события 1477 г., закончившиеся изгнанием псковского князя, излагаются в Псковской летописи, изданной М. Погодиным. Для полноты изложения воспользуюсь и той и другой.

Возникли эта вражда и ненависть друг к другу, в первые дни нового 1477 г. А надо сказать, что год тогда начинался с сентября месяца. Повез пскович со своего огорода капусту через торг мимо княжьего двора, и шестник (служитель на княжьем дворе), похитив капусту у псковича, отдал ее княжьему барану Не выдержали псковичи и начали ругаться с шестниками. Пьяные княжедворцы пошли на псковичей с ножами, а иные с луками и начали из них стрелять. Псковичи же оборонялись от них камнями и дрекольем. Сам князь Ярослав, в доспехах, пьяный, промчался по всему городу, стреляя из лука и многих раня, а двоих застрелив.

Тогда псковские посадники, бояре и простые жители пошли на торг и убили княжеского повара Курву Трудно сказать, почему княжеский повар имел такое прозвище, но, видимо, неспроста В 15 веке, как и сегодня, слово «курва» означало женщину нехорошего поведения, а на псковском говоре еще и сплетницу, крупный снеток Много было побитых, ведь взметнулся весь город В ту же ночь псковичи с посадниками держали вооруженную охрану на торгу, ведь шестники обещали зажечь Псков и убить жителей. А утром граждане Пскова собрали вече, на котором отрешили князя Ярослава от власти и хотели выпроводить его и его пригородных наместников из города. К Великому князю же был послан псковский гонец с грамотой, где псковичи писали о злодеяниях князя и просили себе другого Правда, князь Ярослав не желал покидать Псков.

Не сразу удалось псковичам достучаться до Великого князя, но они были упорны. Наконец, 12 февраля псковский князь Ярослав Васильевич получил грамоту от Великого князя с повелением ему ехать со всеми своими домочадцами и двором на Москву.

23 февраля князь на вече сложил с себя крестное целование Пскову и покинул город. Несколько ночей он стоял в Мелетове, а псковичи возили ему «по чести» провиант. Злосердный же князь захватил псковичей и увез их с собою на Москву. Только в конце апреля после поездки псковских послов, посадников и бояр в Москву захваченные псковичи вернулись домой.

Изгнанием жестокого князя закончилась история, начавшаяся с кочна капусты. Конечно, кочан капусты был только поводом. Ведь недаром в Псковской летописи записано, что за многие времена не бывало столь злосердного до Пскова и до псковских посадников князя, как и его пригородных наместников, чинивших насилие над крестьянами.

4 года и 4 дня пребывания в Пскове князя Ярослава Васильевича остались для города черным пятном.

Л. МАКЕЕНКО, зав. историческим отделом Псковского музея-заповедника.


«ТЕПЕРЬ СТОИМ НА ПОСАДЕ В ЗАВЕЛИЧУ»

О чем писал русский дворянин на театре военных действий

ТЯЖКИМ для Пскова выдался 1701 год Начавшаяся в августе 1700 года Северная война с Швецией прервала оживленную торговлю псковских купцов с Прибалтикой, а после поражения русских войск под Нарвой Псков стал прифронтовым городом, главной базой армии Бориса Петровича Шереметева.

В самом городе, на посаде и в ближайших окрестностях Пскова были размещены более 30 тысяч солдат, в большинстве своем — кавалеристов. В городе и селах подскочили цены на продовольствие и фураж. Разношерстная армия Шереметева включала в свой состав русских помещиков, украинских казаков, татар и калмыков. Местное население далеко не всегда испытывало восторг по отношению к своим «защитникам». Как жаловался впоследствии наказной гетман украинских казаков Данила Апостол, «еще во псковщине будучи, слышали мы в народе слова, будто от нас никакого не было дела и службы…».

О чем думали русские солдаты и офицеры, стоя в Пскове и готовясь к походу на Запад? Мы об этом даже догадываться не можем в большинстве случаев, так как частные архивы русских дворян в большинстве своем погибли. Как писал А.С. Пушкин, «русский ветреный боярин почитал грамоты царей за пыльный сор календарей». И все же кое-что до нас дошло. Среди крупиц уникального материала — «грамотки» смоленского помещика Гаврилы Снарского. Грамотками в старину называли частные письма в отличие от официальных бумаг — грамот. Сохранились всего три письма Снарского за сентябрь — ноябрь 1701 года, где война предстает перед нами с другой стороны — как «трудная работа».

Судя по письмам Гавриил Иванович Снарский был еще очень молодым, неженатым человеком. Поместье его отца -стольника Ивана Снарского — располагалось в Бельском уезде (ныне — город Белый Тверской области). Гаврила получил неплохое по тем временам образование: мог писать не только по-русски, но и по-польски. Собственно, благодаря эпистолярному таланту Гаврилы и дошли до нас его письма. Чем был озабочен смоленский помещик Гаврила Снарский, на чем были сосредоточены его помыслы?

Нам, главным образом, интересны его описания военных действий на псковской границе. В середине сентября 1701 г. отряд, состоявший из смоленской шляхты, отправился «в подъезд» за Печеры, углубившись на 50 верст на шведскую территорию. В ходе стычки с отрядом противника русские захватили обоз с двумя пушками, не потеряв ни единого человека. Уже 20 сентября, обрадованный первым успехом, «в подъезд» за Печеры двинулся сводный отряд из московитов (так смолянин Снарский называл великорусских помещиков), казаков и рейтаров. Смоленские дворяне готовились, в случае необходимости, выступить на помощь сводному отряду. «А об роспуску нам не ведомо…», — досадовал Гаврила в письме отцу. Какой бы жестокой ни была война в XVII веке, русские помещики знали: после похода их распустят по домам хотя бы на месяц. Северная война внесла коррективы в настроения военной элиты. Русские дворяне целых 20 лет будут ждать как милости недельного отпуска с театра военных действий.

Ну а пока Гаврила ждал «роспуска», Петр I вновь оказался в Пскове — для инспекции и наставлений. Генералу и кавалеру Шереметеву предписывалось «идти за свейский рубеж, разведав подлинно о неприятельских людях, для поиску и промыслу над оными неприятели и разорения жилищ их, куда воинский случай поведет». Для подкрепления корпуса Шереметева должны были быть переброшены дополнительные силы из Новгорода и Ладоги, а разношерстное казацко-поместное ополчение Петр распорядился раскассировать после 1 декабря. После разбора и отбора лучших бойцов, «слобоцких черкас» (украинских казаков), смоленскую шляхту и «низовую силу» (великорусских помещиков) предписывалось распустить по домам, и приказать, «дабы они к походу были во всякой готовности».

Гаврила Снарский не попал в число счастливчиков. В письме от 15 октября Гаврила извещал отца, что его в числе трехсот лучших шляхтичей оставили зимовать в Пскове. «Теперь стоим на посаде в Завеличу, — писал Снарский, — и по первым морозам, как реки станут, нам ехать в подъезд в немецкую землю». Как видим, армия прекрасно знала все планы главного командования: только 2 октября царь отдал инструкцию Шереметеву, а уже 15 октября рядовой боец поместного ополчения докладывает о них своему отцу. Хорошо, что в петровское время не было военной цензуры!

Перспектива зимовать на квартирах не относилась к числу самых радужных. Поместное ополчение было тем хорошо для государства, что находилось на самообеспечении. Вот и теперь Гаврила Снарский просил у отца прислать «запасу с людьми», имея в виду продовольственные запасы, или денег по полтине с крестьянского двора, чтобы купить того же хлеба на месте, в Пскове. Истрепалось обмундирование — «подрался жупан», и Гаврила просит отца купить в Москве «китайки сибирской на жупан».

В письме от 5 ноября Гаврила сообщал отцу о резком подорожании фуража: вязанка сена на рынке стоила до полутора рублей. Гаврила писал, что к началу ноября по истечении полугода со дня мобилизации весной 1701 г. «государева жалованья мне не дано ни копейки». Деньги в размере 10 рублей выплачивались в первую очередь мелкопоместным: тем, за кем числилось меньше 20 дворов. В общем, голода в армии не было: Гаврила Снарский писал, чтобы сухарей отец больше не присылал, «тех у нас сухарей много». Молодой человек просил прислать муки, овса и денег, потому что «здесь взаймы никто не дает».

Военные планы вновь всем хорошо известны. «Об роспуску нам не слышно, — пишет Гаврило, — только сказывает боярин, что около Николы ехать нам всем на подъезд, а с подъезду приехавши, распустить будто хочет, а прямой ведомости нет». 6 декабря 1701 г., на «зимнего Николу» русская армия действительно выступила в поход, закончившийся блистательной победой при Эрестфере 29 декабря. Шведы потеряли убитыми до 3 тысяч человек, 350 шведских солдат были взяты в плен, а русские потеряли свыше 1 тысячи солдат и офицеров.

Так в Пскове осенью 1701 года ковалась победа над Швецией. Думали ли псковичи тогда, что с присоединением Прибалтики угаснет псковская торговля, закроется гостиный двор для иностранных купцов, да и сам Псков станет мелким административным центром на полпути между Петербургом и Ригой?

В.АРАКЧЕЕВ.


КТО ОН, ПСКОВСКИЙ КОРРЕСПОНДЕНТ ИВАНА ВЛАДИМИРОВИЧА ЦВЕТАЕВА?

ИВАНА Владимировича Цветаева (1847- 1913), отца Марины Ивановны и основателя ныне всемирно известного Музея изобразительных искусств (Москва), представлять излишне.

Его имя даже у непосвященных в отдельные частности истории русской культуры давно на слуху. Но есть одна деталь из его жизни, и по сей день оставшаяся непроясненной. В 1994 году известный биограф М. И. Цветаевой, Ирма Викторовна Кудрова, опубликовала в «Новом мире» свою работу — «Третья версия: Еще раз о последних днях Марины Цветаевой». Позднее эта публикация вошла в книгу исследовательницы. Наше внимание в работе И. В. Кудровой привлек одни факт, мимо которого интересующемуся историей своего края псковичу пройти было просто нельзя. В частности, биограф М. И Цветаевой сообщает, что в конце августа 1941 года рядом с находившейся в эвакуации М. И. Цветаевой (сначала в Чистополе, затем — в Елабуге) вместе со своей матерью оказалась Нина Георгиевна Молчанюк (урожденная Броведовская). Так распорядилась судьба, что именно Нина Георгиевна стала свидетельницей последних дней жизни Марина Ивановны Цветаевой, участницей ее похорон 2 сентября 1941 года. «Нина была родом из Пскова, в Чистополе они с матерью оказались случайно, и им там очень не понравилось». Вскоре недалекая от Чистополя Елабуга сделалась пристанищем для эвакуированных псковичек. Здесь и произошла их встреча с Мариной Ивановной.

Оказалось, что «с Иванам Владимировичем, отцом Марины Цветаевой, состоял в интенсивной переписке дед Нины — преподаватель рисования в Псковской гимназии. О Марине Цветаевой, поэте, Нина ничего не знала. Она услышала о ней только теперь, вернувшись в Чистополь. Оказалось, что мать Нины в юности увлекалась цветаевскими стихами. Она даже слышала, как читала их сама Марина вместе со своей сестрой Асей, видела Цветаеву и в Крыму на литературных вечерах»

Уже в послевоенные годы исследователи творчества и биографы М. И. Цветаевой неоднократно обращались к Н. Г. Молчанюк. Ее рассказы «записывали в разное время Л. Г. Трубицына из Набережных Челнов, много лет занимающаяся сбором материалов о последних днях Цветаевой, Лилит Козлова из Ульяновска, автор нескольких книг, посвященных Цветаевой, известно также, что беседовала Молчанюк и с Анастасией Ивановной Цветаевой, и с сотрудниками Музея изобразительных искусств в Москве Существует собственноручное письмо Молчанюк, адресованное сотруднице музея А. А Демской, с подробным рассказом о той давней встрече».

Скажем сразу, что поведанное И В Кудровой нас живо заинтересовало и, пойдя по обычным для исследовательской работы тропам, мы обратились с письмами к адресатам, способным нам помочь Но как это, к сожалению, часто бывает, не заставившие себя долго ждать письма-ответы ничего утешительного нам не принесли. Ни И. В. Кудрова, ни хранители архива И. В Цветаева в Государственном музее изобразительных искусств им А С Пушкина никаких сведений о псковском гимназическом учителе рисования, состоявшем в интенсивной переписке с И В. Цветаевым, нам не дали.

Кто он, пока неизвестный, преподаватель Псковской гимназии, с которым общался крупный ученый, выдающийся деятель отечественной культуры, профессор Московского университета, основатель Музея изящных искусств.. Иван Владимирович Цветаев? Где находятся (если, конечно, уцелели) обе части их переписки? Где ответы на другие вопросы?

Владимир ГАЛИЦКИЙ, заведующий художественным отделом Псковского музея-заповедника.


О ЧЕМ ПИСАЛИ ПСКОВСКИЕ ГАЗЕТЫ

ВОТ такое неожиданное сообщение опубликовал «Вестник Псковского губернского земства» в №21, 1914г.

Просьба лошади.

Американское общество защиты животных давно ведет сильную борьбу за усиление наказания тем извозчикам, которые жестоко обращаются с лошадьми.

Начальнику Нью-йоркской полиции пришла мысль вывесить во всех конюшнях и постоялых дворах следующее обращение к возницам:

«Просьба лошади. К тебе, хозяин, я прибегаю с моей мольбой. Корми меня хорошо и утоляй мою жажду. После долгой и трудной работы дай мне отдохнуть в чистом стойле. Поговори со мной, так как голос человеческий имеет большое значение, нежели кнут, приласкай меня и научи меня работать с охотой. Не бей меня, когда я поднимаюсь в гору, не дергай удила, когда я спускаюсь с нее. Если я сразу не пойму тебя, то не спеши взяться за кнут, а лучше посмотри: не режут ли мне удила, не тревожат ли меня подковы. Если я отказываюсь от корма — осмотри мои зубы Не отрезай мне хвоста, ибо он — единственная моя защита против назойливых насекомых. Дорогой хозяин, когда с летами я стану слабой и ненужной, не обрекай меня на голодную смерть, суди меня и убей меня сам, чтобы я не страдала понапрасну. Наконец, прости меня, что во имя Того, кто родился также подле ясель, я прибегаю к тебе с этой горячей мольбой».

Эта просьба имела огромный успех. И в столице Америки уменьшились случаи жестокого обращения с немыми верными слугами человека.

Подготовила Л. ФРОЛОВА (Из фондов ГАПО).


ОБ ОСВЯЩЕНИИ И УСТАНОВЛЕНИИ ЛАМПАДЫ В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ

22 ЯНВАРЯ Псковский кафедральный собор удостоился принять от Их Императорских Высочеств, Благоверного Государя великого князя Константина Николаевича и августейшей супруги его драгоценное приношение, которое из рода в род будет свидетельствовать о благочестии нашего царского дома и глубоком благоговении его к святыне. Между священными древностями Пскова с самых первых лет тысячелетнего бытия его благоговейно чтилась святыня, тесно связанная с судьбой не только Пскова, но и всей земли Русской. Это крест великой Праматери, Благоверной княгини Ольги, который она по принятии св<ятого> крещения в 947 году, во время путешествия своего по отдаленным странам России с словом евангельской истины водрузила на месте Пскова, быв извещена небесным видением о будущем величии и славе сего города.

К сожалению, сей крест сделался жертвою пламени во время страшного пожара, бывшего в Пскове в 1505 году, но в Псковском кафедральном соборе хранится копия оного, устроенная в 1623 году при великом родоначальнике царственного дома нашего, Благоверном Государе Михаиле Феодоровиче, попечением местного архиепископа Иоакима. На сию-то заветную святыню нашу и обратил милостивое внимание свое высокий чтитель отечественных древностей, Благоверный Великий князь Константин Николаевич. При рескрипте от 25 декабря 1855 года на имя преосвященного Платона, архиепископа Рижского и Митавского, управляющего Псковской епархией Его Императорское Высочество изволил препроводить золотую лампаду, с тем, чтобы она была установлена в Пскове при означенном кресте Великой Подвижницы Православия в память счастливого рождения Благоверной Великой княгини Ольги Константиновны. Чтобы в радости об этом бесценном даре могли участвовать не одни жители Пскова, но вся Псковская губерния, освящение и установление лампады назначено на 22 января в тот день, когда в Псковском кафедральном соборе должны были торжественно принести присягу новоизбранные судьи из дворян Псковской губернии. В этот день, пред божественной литургиею, преосвященный сам освятил лампаду с почтеннейшим духовенством, сам установил ее при кресте и сам же с крестным знамением возжег в ней огнь, который никогда уже не угаснет в ней, а потом, с заметным чувством, произнес речь к псковитянам, с сердечным умилением взиравшим на священнодействие архипастыря. В этой речи преосвященный, пригласив слушателей разделить с ним радость и молитвы по случаю сделанного их величествами приношения, объяснив им, почему они должны радоваться, взирая на это приношение, за что должны благодарить Господа, чему подражать и о чем молиться Всевышнему, а в заключение умолял Блаженную Ольгу ходатайствовать перед Богом, да будет соименная ей великая княжна Ольга Константиновна подобною ей ревнительницею св<ятой> веры и добродетели, украшением императорского дома нашего, утешением августейших ея родителей, радостью России!

И сколько дум, сколько святых чувств было в душах наших, когда, взирая на крест, украшенный бесценным даром благоверных, внимали мы одушевленному слову архипастыря!

Как пламенны были молитвы наши, когда святитель приносил бескровную жертву о спасении мира, а по окончании литургии совершил молебное пение Господу и св<ятой> Праматери наших царей о здравии и благоденствии, благочестивейшего государя нашего, благоверных жертвователей благолепного дара и всех августейших особ царского дома, нам благодеющего!

Красуйся, вечно красуйся бесценным даром заветный крест наш! Теплись, многие века теплись пред ним священная лампада благословенной отрасли благочестивейших царей наших, поведая в поучение потомству о благочестии их и возжигая в молящихся пред тобою веру в Бога, любовь к царям, благоговение к святыне.

Инспектор Псковской семинарии А Князев. «Псковские губернские ведомости», 22 февраля 1856 года, №8.

Подготовила Н.КОЛОМЫЦЕВА.


УНИЧТОЖЕННАЯ СВЯТЫНЯ

В 1910-х годах на Мирожской улице была построена часовня во имя Михаила Архангела. К сожалению, о постройке и дальнейшей судьбе этой часовни практически ничего не известно.

Впервые часовня Михаила Архангела у Омского полка упоминается в одном из объявлений газеты «Псковская жизнь» (№918 за 1914 г). О том, как выглядела часовня, рассказали старожилы Мирожской улицы (ныне Красноармейская наб ) В плане она была квадратная, завершалась полусферическим куполом с декоративным фонариком Вход в часовню находился с южной стороны. Более вероятно, что Михайло-Архангельская часовня была приписана к церкви Александра Невского Омского полка. Но возможно, что и к Мирожскому монастырю, так как недалеко от часовни в доме жил священник этой обители (ныне Красноармейская наб., 19-а). Закрыли часовню в 1920-е годы. Она отмечена на немецком плане г. Пскова 1942 г. После войны в часовне Михаила Архангела жила женщина. В конце 1950-х годов святыню снесли. Старожилы указали место, где она стояла, — возле дома № 18-а по Красноармейской набережной, напротив центрального городского пляжа. Сейчас на этом месте возле дороги растут липа и кусты сирени.

Алексей ЕФИМОВ.

© «Новости Пскова», 2001-2002

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *